Ошибки в рисовании или художественные лайфхаки наоборот
Добрый вечер, дорогие друзья!
С вами вновь @yurchello. Сегодня я хочу затронуть тему различных ошибок и сложных и моментов, с которыми может столкнуться каждый начинающий художник.
Вот уже несколько лет я преподаю частные уроки рисунка и живописи. За это время мне пришлось иметь дело с людьми разных возрастов – от мала до велика. Волей-неволей я подмечаю разные интересные и характерные моменты, свойственные начальному этапу обучения, и хотел бы поделиться теми замечаниями, которые, уверен, будут интересны в первую очередь тем, кто и сам не так давно взял в руки карандаш и кисти.
Эту статью я хочу построить по типу лайфхаков, но с той лишь разницей, как делать не нужно. Каждый случай будем рассматривать подробно. Итак, поехали!
Если говорить о самых маленьких рисовальщиках, то здесь целый "букет" разных моментов, поэтому давайте начнём с них.
1. Обычно дети держат карандаш точно так же, как и шариковую ручку. И здесь есть несколько моментов. Если маленький ученик сидит за обычным столом и у него нет специального мольберта, на котором бумага находится под большим наклоном, то такая постановка руки вполне оправдана, правда с оговоркой, что необходимо будет подстилать под ладонь лист чистой бумаги. Дело в том, что когда мы рисуем в положении руки "как ручкой", то невольно затираем свой же рисунок тыльной стороной руки. Работа пачкается и в итоге выйдет неаккуратной.
Если же ученик приучается к рисованию на больших форматах бумаги, работая под углом, то держать так руку неправильно. Нужно взять карандаш двумя пальцами, чтобы тот смотрел кончиком вперёд (можно для удобства прижать его при этом и другими пальцами). То есть ладонь как бы накрывает карандаш и тот находится снизу. Тогда всё сводится к тому, чтобы работать не пальцевыми суставами, а всей рукой, когда она сгибается и разгибается в запястье и отчасти в локтевом суставе.
2. Дети часто рисуют жирные линии и это известная беда. Очень сложно объяснить ребёнку, что он сам будет страдать и уставать сильнее, потому что стирать толстые карандашные линии – ещё та работа. Пусть ученик научится работать тонкими, отрывистыми и полуштриховыми линиями, которые будут едва заметны. Это потом, когда рисунок приобретёт нужные очертания, можно будет уплотнить и выделить некоторые контуры.
3. Маленькие ученики не умеют разбираться с перспективой. Детям до 10-12 лет очень сложно объяснить, почему вблизи объекты крупнее, а вдали они же мельче. Это не большая проблема, с возрастом всё это придёт, но в случае, когда ребёнок уже начал рисовать уходящую вдаль дорогу строго параллельными линиями, надо постараться рассказать ему, что так не бывает и что линии должны сходиться у горизонта.
Это основные моменты, которые присущи, пожалуй, всем детям. Но иногда бывает, что и не все взрослые знают о таких ошибках, которые я расписал выше. Поэтому советую обратить внимание на эти хитрости и тем, кто давно вышел из детского возраста.
А теперь о более сложных вещах. Речь пойдет о "взрослых" ошибках и недочётах. Впрочем, дети также упускают эти моменты, так что для них приведённые ниже правила будут тоже важны.
1. Почему-то очень часто замечаю, как взрослые рисовальщики, работая цветными карандашами, совершенно забывают о слоях. Дело в том, что карандашами, как и акварелью, можно рисовать в несколько подходов. Более того, когда накладываются разные цвета, в итоге получаются удивительные оттенки.
Многие работы цветными карандашами так и остаются блёклыми и невзрачными, хотя, добавив один или два дополнительных слоя в нужных местах композиции, можно добиться потрясающих живых эффектов. Это важно и нельзя игнорировать!
2. Работая акварелью, многие недооценивают важность размывания вовремя границ заливок. Это особенно актуально, когда идёт работа по сухому листу без полного его смачивания. Если рисовать разными мазками и отдельными участками, важно не забывать "растаскивать" краску на границах областей, иначе потом, после высыхания, там появятся рваные и некрасивые "паутинные" границы.
3. Есть ещё одна довольно распространённая ошибка. Редко кто периодически оценивает свою работу на предварительном этапе относительно распределения тонов. Часто неопытный художник вроде бы рисует всё правильно, делает тени и блики, старается придать объём в нужных местах, но по факту картина выходит плоской. Это потому, что в каждой композиции есть самые тёмные и самые светлые области. Лучше всего их сразу распределить по местам, а уже затем вырисовывать в каждой из этих областей локальные тени и блики. Тогда этой ошибки не появится.
4. Многие не совсем понимают, как "работает" обычная кисть. Не важно, беличья, колонковая или синтетическая. Во-первых, многие зачем-то рисуют полусухими кистями, где краски уже нет, а кончик предательски согнулся. Неужели не видно, как это вас самих раздражает? Кисть должна быть упругой, когда в неё набрана краска. За исключением тех случаев, когда вы рисуете густым маслом. В таких случаях применяются в основном жёсткие щетинистые кисти, но даже ими при наборе густой краски художник не рисует согнутыми, "кривыми" кистями.
Просто следите за тем, чтобы ваша краска была достаточно вязкой, и кисть с ней как бы "пружинила".
В акварели важно ещё помнить о том, что кисть, как губка. Она набирает краску не боковой частью, а кончиком – именно там присутствует её наибольшая пористость. И точно так же кисть отдаёт краску – через кончик. Как только вы прикоснулись к бумаге, именно с кончика краска "выходит" наиболее густо и плотно, а не тогда, когда вы кладёте кисть боком. Поэтому держите кисть почти вертикально.
Всевозможных ошибок при рисовании начинающие художники делают немало. О них можно писать почти бесконечно, потому что мне воочию приходится их наблюдать практически ежедневно. Если подобный формат статьи будет интересен читателям, я продолжу похожие публикации в ближайшем будущем. Спасибо за внимание!
Автор статьи — @yurchello