«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли: история, композиция картины
Здравствуйте, коллеги и любители искусства!
Сегодня я хочу рассказать об одном из символов эпохи Возрождения – «Рождении Венеры» Боттичелли.
Поговорим о том, кто изображен на полотне, о положении фигур и некоторых других секретах этой известной картины.
Известный поэт того времени Полициано так описывал сцену, изображенную на холсте:
Поклялся б ты, что из воды явилась
Богиня, грудь прикрыв одной рукою,
Другой волос касаясь. Распустились
Цветы у ног ее живой волною.
Земле свою она явила милость.
Затем сияющее красотою
Небесной платье нимфы три одели
На нежное, божественное тело.
(Анджело Полициано. «Стансы на турнир». Фрагмент)
Картина содержит много головоломок, как иконографических, так и исторических. Даже дата её создания точно не известна – историки искусства датируют её между 1482 и 1486 годами. Однако известно, что в 1530-1540 годах эта работа вместе с «Весной» украшала одну из палат пригородной резиденции боковой ветви семьи Медичи. Поэтому можно предположить, что один из представителей знаменитой флорентийской семьи купил работу Боттичелли после 1499 года и разместил на вилле ди Кастелло.
Интересно, что даже название вызывает сомнения у исследователей. Картина не изображает рождение Венеры из морской пены, а скорее прибытие богини на берег одного из греческих островов (возможно, Кипр или Пафос), который должен был стать её земным царством. Это событие описано в одном из гомеровских гимнов, также известном Боттичелли.
Главная героиня картины – римская богиня любви Венера, прибывающая к берегу острова. Художник точно не воспроизводил анатомическое строение её тела. В отличие от других художников эпохи Возрождения, он не фокусировался на деталях анатомии, поэтому пропорции не соблюдены.
Тонкое тело богини с гладкой алебастровой кожей повторяет позу известной античной статуи «Венера Медицейская», которую Боттичелли видел в коллекции Медичи.
Нагота богини раскрывает сверхчувственную, божественную красоту, совершенное существо, предмет медитации и духовного созерцания для образованного зрителя.
Богиня стоит на большой серебристо-серой раковине, мерцающей золотым свечением. Бог ветра Зефир изображен летящим над водой, с раздутыми щеками, его тело окутано парящим голубым шарфом. Его обнимает светловолосая Хлорида, его жена. Эта пара, окруженная розовыми цветами, плывущими вокруг неё, вводит элемент движения в изображенную сцену. Благодаря Зефиру и Хлориде Венера как будто летит к земле.
Там её ждет еще одна нимфа – Ора. Боттичелли показал её в профиль, в позе танца, смотрящую влево на приближающуюся богиню любви. Она одета в белое платье, украшенное васильками. На её шее венок из мирта, а талия обернута розами (цветок Венеры). Длинные золотые волосы нимфы развиваются на ветру, как и алая мантия с маргаритками, которую она держит в руках.
Всё происходит на фоне пейзажа, залитого золотым свечением. Золотое сияние видно на острове, на цветках, раковине, крыльях Зефира.
Боттичелли поместил все фигуры на один план, тем самым сохраняя непрерывность линии и чистоту рисунка.
Статический силуэт Венеры сочетается с движущимися фигурами нимф и Зефира. Движение подчеркивается прежде всего линиями: гладкими и гибкими линиями морских волн, сложными линиями тела богини, богатыми линиями, подчеркивающими изгибы тканей, – они являются основным средством выражения.
Отдельные элементы работы не отделены друг от друга жестким контуром, а разными тонами и насыщенностью цвета. Цвета в «Рождении Венеры» характерны для Боттичелли – они яркие, нежные и подчеркивают легкость, воздушность тканей и красоту фигур. Яркость цветов была увеличена за счет использования специального порошка алебастра и придает работе уникальный для того времени характер.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Рождение Венеры (картина Боттичелли)
14 символов, зашифрованных в «Венере» Боттичелли
Описание картины «Рождение Венеры»
Рождение Венеры