Секреты известных картин. «Бар в „Фоли-Бержер“» Эдуарда Мане
Сегодня поговорим о творчестве Эдуарда Мане, а именно о его картине «Бар в „Фоли-Бержер“».
Некоторые искусствоведы полагают, что это лучшее полотно 19 века. Но так было не всегда. На протяжении всей жизни Мане гнали из Салона (одной из самых престижных художественных выставок Франции) и критиковали, как еретика. И лишь в конце жизни художник стал признанным гением.
В этой работе Мане объединил многое из своего творчества. Да и многие художники, такие как Клод Моне, Ренуар, Дега оказали своё влияние на эту картину. В своем последнем шедевре он вновь обратился к теме французских кафе. Хотя «Фоли-Бержер» это больше, чем просто кафе. Главной его достопримечательностью были выступления артистов цирка.
На картине изображена молодая женщина, опершаяся на стойку бара. Первое, что бросается в глаза, это вертикальная ось, обозначающая центр композиции. Мане подчеркнул ось застегнутыми пуговицами на платье девушки, не сдвинув их ни влево, ни вправо, тем самым показав, что именно девушка на переднем плане занимает центральное место в картине. Вот почему такая большая сила воздействия этого произведения на зрителей. Художник однозначно поставил её во "главу угла" и здесь ничто не поколеблет её позиции, ничто не сдвинет с этого места.
Если есть вертикальная, значит, должна быть и горизонтальная ось. Что же мы видим? Цветной букетик на лифе платья. Конечно, Мане затянул девушку в корсет, придав её фигуре удивительную плавность линий. Рассмотрите внимательно её платье. Видны повторяющиеся треугольники, овальные линии, которые нас гипнотизируют, а значит, художник работал с геометрий.
Вы не увидите, что происходит на заднем плане, пока не подойдете ближе, потому что там зеркало. А в нем художник отразил то, что происходит в остальной части кафе. И так вышло, что молодая женщина оказалась в двусмысленном положении – позади нее мы видим её отражение. Интересно, что отражение не за ней, оно справа. Художник фактически объединил вид с двух точек. Причиной этому послужил мужчина в пальто и цилиндре.
Не секрет, что в то время буфетчицы в кафе получали очень низкую зарплату. Чтобы выручить немного денег, они предлагали посетителям кафе сексуальные услуги. Если принять во внимание эту информацию, то человек в цилиндре зашел не только выпить. Молодая буфетчица говорит с хорошо одетым мужчиной, одним из тех, кто ходит в Салон любоваться живописью, и Мане как бы говорит нам: "Смотрите, вот какие люди рассматривают нашу живопись, они являются яркими представителями среднего класса и в то же время пристают к буфетчицам в кафе". Мане показал их тайную жизнь. Скорее всего, из-за этого вокруг картины разразился крупный скандал.
Среди посетителей кафе художник изобразил друзей: женщина в желтых перчатках — известная парижская куртизанка Мэри Лоран, рядом с ней актриса Жанна де Марси и художник Гастон де Латуш.
В 1882 году Мане преодолел свою немощь и закончил картину. Он очень ждал выставку в Салоне 1882 года, где произведение было представлено вне конкурса. «Бар в „Фоли-Бержер“» имел ошеломительный успех, но художник умирал. Следующая зима стала для него последней.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Бар в «Фоли-Бержер»
Описание картины «Бар в Фоли-Бержер»
10 фактов о картине «Бар в „Фоли-Бержер“»