Секреты известных картин. «Московский дворик» Василия Поленова
Среди шедевров русской живописи, собранных в Третьяковской галерее, есть небольшое полотно «Московский дворик». Это самая известная и любимая многими картина художника Василия Поленова. Она удивительным образом передает тайное очарование русской жизни, ведь недаром Иван Сергеевич Тургенев увез в Париж одну из авторских копий, как кусочек России.
Тем не менее, с творчеством и биографией этого русского художника знакомы немногие. Например, мало кто знает, что, будучи передвижником, Поленов выступал против критического реализма и обличительного искусства, пробуждающего ненависть и протест.
Василий Дмитриевич писал Виктору Васнецову:
В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело. Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.
Василий Поленов был первым передвижником, наполнившим свои картины солнечным светом.
Впервые в передвижной выставке Василий Поленов участвовал с картиной «Московский дворик». Художник родился в Санкт-Петербурге и привык к красивой архитектуре, а приехав в Москву, снимает квартиру в одном из Арбатских переулков. Посмотрев в окно, Василий был так очарован видом из него, что сразу же запечатлел увиденное.
Художник переживает, что не успел написать для дебюта что-нибудь более серьезное, и даже извиняется перед Крамским за такую незначительную работу. С тяжелым сердцем Поленов понес картину на выставку. Он не знал, примут ли картину на экспозицию, ведь отбор был достаточно жесткий.
Жюри, состоящее из учредителей Товарищества передвижников, рассматривало все работы, и какие-то из них принимали, а какие-то отвергали. В итоге «Московский дворик» становится главным хитом выставки, а потом и вовсе визитной карточкой художника. Зрители буквально толпились у этой работы.
Чем же она им так понравилась? Наверное, своей простотой. Художник ничего не выдумывал, он всего лишь живо, сочно, радостно и ярко написал обыденную жизнь. Написал её так хорошо, что даже сегодня мне кажется, что каждому зрителю хочется хоть на несколько минут перенестись в этот яркий летний день. В этой картине столько нежности и чувства, что, думаю, сам Поленов не сразу осознал, что он написал.
Идеальный бытовой пейзаж художник пишет между двумя войнами. Он едет добровольцем на сербско-турецкий фронт. В русско-турецкой войне царь назначил его официальным живописцем, но Поленов так и не стал баталистом. И даже на полях сражений пишет бытовые зарисовки. В отличие от Верещагина, Василий Дмитриевич не смог находиться на войне и каждый день видеть страдания людей. Он с трудом дождался окончания царского назначения и уехал с фронта. Именно тогда он для себя решил, что всю оставшуюся жизнь будет писать только светлое.
Картины Василия Поленова – это всегда высокопоэтичное искусство, светлое и прекрасное. Это изящная техника и реализм до мелочей. Удел художника, считал Поленов, искать красоту, которая облагораживает сердца и пробуждает стремление к чистой и возвышенной жизни. Он свято верил в очищающую силу красоты.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Московский дворик
Поленов Василий Дмитриевич
Товарищество передвижных художественных выставок
В. Д. Поленов. Биография