Секреты известных картин. «Портрет Мадам Икс» Джона Сингера Сарджента
Портрет, о котором мне сегодня хочется рассказать, известен благодаря невероятной элегантности модели. В какой-то момент кажется, что это одетая статуя, настолько мраморной выглядит белизна её кожи. Проследите за плавностью линий от носика к прическе, от шеи и до талии – именно изгиб становится главным художественным средством, модель выглядит невероятно утонченно.
Начнем с самого начала. Автор портрета Джон Сингер Сарджент лавировал между традиционным реализмом и новыми находками импрессионизма. Он обучался у Каролюса-Дюрана, который ратовал за спонтанность в творчестве. Итогом периода обучения становится «Портрет Мадам Икс».
К концу 70-х годов перед Сарджентом стояла задача завоевать парижскую публику и найти заказчика. Он много путешествует в это время, неустанно работает. Близкие друзья в своих воспоминаниях о нем отмечают, что его интересовало все необычное, удивительное и возбуждающее фантазию. К 1884 году Джон уже получил довольно неплохую репутацию, он выставляет в Салоне свои работы и именно этот год становится поворотным в его карьере.
В 1884 году в Салоне была выставлена работа под названием «Портрет Мадам Икс». Женский портрет, написанный на холсте вертикального прямоугольного формата, высотой 234,85 см. Получается, что фигура на портрете чуть больше, чем в натуральную величину. И когда зрители стояли перед этой работой, её размер, безусловно, оказывал на них влияние.
На портрете изображена (и это ни для кого не было секретом) Виржини Амели Готро. Она была родом из Нового Орлеана и мечтала, чтобы ее называли Амели. Когда её отец умер от ранения, полученного на гражданской войне, мать, озабоченная судьбой дочери, решила вернуться во Францию. Там она, прежде всего, пытается выдать Амели замуж. И довольно быстро девушка выходит замуж за парижского банкира Пьера Готро.
Пьер обожал свою молодую жену, баловал её дорогими подарками, украшениями, нарядами. Ей это было необходимо, так как Виржини стремилась занять достойное место в парижском обществе. Хотя это было не так просто, ведь её происхождение было незнатным.
Вот что пишут её современники: "Амели не отличалась традиционной красотой, но её внешность обладала невероятной притягательностью. Острый подбородок, тоненький выступающий носик, высокая длинная шея, тонкая талия, плавные гибкие плечи, но главное это невероятная белизна кожи".
Как потом будет писать Сарджент: "Её кожа переливалась лавандовыми оттенками". Ходили слухи, что Амели Готро усиливала эту белизну тем, что высыпала на себя "тонну" пудры, и к тому же принимала мышьяк. Но современные исследователи доказали, что мышьяк она точно не принимала.
Сарджент познакомился с девушкой в феврале 1883 года. Это была выгодная встреча для них обоих. Она стремилась получить признание парижского общества, а Джон хотел, чтобы его признали как художника-портретиста. К этому времени художники, очарованные её красотой, уже пытались добиться согласия на написание портрета, но она всем отказывала. А в Сардженте Виржини увидела своего соотечественника (он был таким же экспатриантом, как и она сама) и, возможно, поэтому согласилась.
Было проведено как минимум 30 сеансов, со множеством эскизов, карандашных набросков, живописных вариантов, пока Сарджент нашел интересующую его позу девушки.
Когда портрет был закончен, модель и художник были довольны. Они предвкушали победу и фурор, который произведет эта работа. Портрет действительно произвел фурор, но скандальный. В конце концов мадам Готро покинула Салон в слезах и потребовала, чтобы художник убрал портрет с выставки.
Что же не понравилось парижской публике? Во-первых, поза, в которой стоит девушка. Посмотрите на её руки, как она опирается на стол. В этом жесте видна уверенность, властность и даже высокомерие. Левой рукой она держит перчатки. Обычно их так держат мужчины, как бы готовясь к какому-то действию. В этом портрете публика увидела личность, которая побеждает.
Во-вторых, её платье чрезмерно декольтировано. Изначально по замыслу Сарджента бретелька на правом плече была спущена. Визуально эта легкая небрежность, спонтанность, которая так нравилась Сардженту, была прочитана, как эротический момент. Все это было непристойно для женщины из высшего общества.
Долгие годы портрет находился в мастерских Сарджента. В 1916 году, после смерти Амели Готро, художник продал работу в музей Метрополитен, с условием, чтобы музей выставлял её только под названием «Портрет Мадам Икс».
Источники изображений: 1, 2, 3
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Портрет мадам Икс
Джон Сингер Сарджент. Биография и информация
Описание картины «Мадам Х (Мадам Пьер Готро)»
Если долго мучиться… (Как создавался “Портрет мадам Икс”)