Василий Милиоти. Особое видение мира юриста, ставшего художником
Здравствуйте, дорогие читатели художественного сообщества!
С вами @annaart. Этот пост я хочу посвятить советскому художнику, одному из самых видных представителей русского символизма – Василию Дмитриевичу Милиоти.
Родился художник в 1875 году в Москве в купеческой семье, имеющей греческие корни.
С детства хоть и увлекался рисованием, специального художественного образования получать не стал. Учился сначала на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете в Московском университете. Живописью занимался в свободное время со старшим братом Николаем, не менее известным художником.
Слава пришла к Василию уже в довольно зрелом возрасте. Его дебют состоялся в качестве сценографа в одном из петербургских театров в спектакле В. Э. Мейерхольда по пьесе Г. Ибсена «Гедда Габлер». Тогда будущему великому живописцу был 31 год.
С тех пор Милиоти начал активно писать картины совершенно разных жанров: портреты, пейзажи, натюрморты, но больше всего любил создавать композиции со сказочными, фантастическими сюжетами.
«Вот, смотрите, Василий Дмитриевич, все здесь, человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите все оттуда», — говорил Врубель молодому Милиоти, когда они однажды шли через зимнюю Неву и глыбы рубленого льда волшебно сверкали на солнце.
Однако художник не следовал советам. Ему нравилось фантазировать и изображать в своих работах вымышленные миры.
Три года Василий сотрудничал с журналами «Весы» и «Золотое руно» как оформитель графических изображений и художественный критик в последнем. Также вместе с братом он принимал участие в выставке и творческом объединении московских художников «Голубая роза», «Союз русских художников» и «Мир искусства».
В 34-летнем возрасте неожиданно для всех любителей его творчества, которых к тому времени было уже не мало, отошел от искусства. Василий уехал из столицы для работы в северных губерниях следователем по уголовным делам.
Вернувшись через 8 лет в Москву, снова занялся живописью и графикой, но не надолго… Активная общественная деятельность и длительная работа в Комиссии по закупке произведений в московский музейный фонд вскоре оказали негативное влияние на его душевное состояние, в связи с чем он снова отдалился от общественных объединений и стал вести уединенный образ жизни.
Снова рисовать для публики начал лишь спустя 10 лет. В 52 года выполнил цикл картин к «Пиру во время чумы» А. С. Пушкина.
Дальше периодически писал красочные «сказки» небольших размеров, а также создал картины по мотивам литературной (Сервантес, Н. В. Гоголь, Ч. Диккенс) и музыкальной классики. В выставках больше не участвовал.
Стилистика работ Василия Милиоти отличалась романтическим настроем и ирреальностью. В них всегда присутствовало множество узоров, напоминающих орнаменты наподобие «павлиньего глаза».
Это одна из самых известных картин художника, глядя на которую непроизвольно возникает не только чувство печали, но и некой жалости… Скорее всего, художник пытался вложить в нее свою душевную боль и грусть.
В последние годы жизни Василий показывал свои полотна только родным и близким. Умер живописец в 1943 году в родном городе.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием