Архитектура. Классика Древней Греции
Настала пора обобщить некоторые наши знания об архитектуре Греции. Для этого нам надо определиться с точкой, где сконцентрированы эти знания. Естественно, такой точкой была и останется классическая архитектура Древней Греции периода с 5 (последней трети) до 4 века до нашей эры.
Период этот исчисляется с началом войн между греками и персами, которые завершились возникновением морской владычицы. Им были, как известно из истории, величественные Афины. Этот город-государство возвысился над остальными соперниками и союзниками. Результат такого возвышения – громадные финансовые возможности, которые способствовали расцвету многих сфер жизни. Отсюда и расцвет видов и жанров искусств и, конечно, потрясающий взлёт архитектуры.
Деньги и вдохновение – родители шедевров.
В этот период эллины начали разрабатывать мраморные залежи Пентеликона, которыми обладала Аттика. Наивысший расцвет греческой архитектуры начался с этого периода.
За несколько десятилетий в наале 5 века до нашей эры в античной Греции были созданы такие произведения скульпторов, художников, архитекторов, что в последующие столетия они стали образцами для примера и подражания, то есть классическими шедеврами и эталонами.
Конечно, центром притяжения всех имеющихся в то время видов искусств являлись Афины, но вместе с ними развивались и все остальные регионы Эллады, памятники архитектуры которых до наших дней. Святилище Зевса в Олимпии – эталон «сурового» направления. Такой стиль, главенствовал до середины 5 века. Довольно много памятников этого стиля есть в Южной Италии, на острове Сицилия. Это и храм морского владыки Посейдона, и святилище грозного Зевса.
(фото с сайта tepler.ru)
Заметно, что в этот период преобладает периптер. Можно изучать храмы дорического стиля, на фронтонах которых размещены великолепные композиции, барельефы и горельефы из многих фигур, которые высечены по мрамору. Метопы фриза выдержаны в одних размерах, масштабы их одинаковы, вместе с тем одинаковы и количества фигур.
Величайшая задача любой архитектуры – органическая связь, то есть синтез трёх видов искусств, где живопись, скульптура, архитектура являют гармонию в одном строении.
Интересно, что круглые скульптуры, горельефы и барельефы в античной Греции раскрашивали.
Классический дорический периптер – это тот же храм Зевса, построенный с 468 по 456 года до нашей эры в Пелопоннесе выдающимся архитектором Либоном. Это архитектурное выражение триумфа победы над персами. Высота колонн храма – 10, 43 метра. Этот размер стал эталоном для остальных храмов. Соотношение колонн по короткой и длинной стороне равняется 6 и 13, то есть классическое расположение колонн. Западный фронтон имеет высеченный рельефы, раскрывающие сюжеты мифов.
Особенно величественной стала монументальная архитектура в Афинах во время правления Перикла. Акрополь был создан почти за двадцать лет. За это время были созданы – Парфенон, Пропилеи, маленький храм, посвященный Афине-Победительнице, то есть Нике Аптерос, Эрехтейон, который посвятили Посейдону и Афине. Единый композиционный замысел ассиметричного ансамбля Акрополя поражает воображение до наших дней.
Но шедевры были собраны в Акрополе. Сам город оставался непривлекательным: узкие и кривые улицы, низкие, приземистые и скромные дома. Радовал взор только Пирей – новый порт, свидетельствовавший величие и развитие всех сфер жизни в тогдашних Афинах. Ещё одним заметным светским сооружением был Одеон – место для музыкальных состязаний.
Предшественником Перикла был Кимон, тоже заботившийся о благоустройстве и архитектуре города. По его повелению были посажены на агоре платаны, Афины обязаны ему гимнастическими площадками, которые заложили за городом, в роще. Кимон же велел воздвигнуть колоннады, которые спасали от жары горожан. Сам город и порт Пирей связывали так называемые Длинные стены – ещё один памятник классической архитектуры античной Эллады.
Продолжение следует…
Я буду рассказывать Вам о своей и Вашей мечте.
@azarovskiy