Достоевский, Сибирь и экзистенциализм
Наследие Федора Достоевского оказало серьезное влияние на русских экзистенциалистов. Хотя экзистенциализм писателя спорный, это не философия в чистом виде, но в его творчестве полно вопросов о существовании человека.
Большую роль в формировании подобных мыслей у гениального русского писателя сыграли годы, проведенные в Сибири. В общей сложности Достоевский находился в сибирских городах более десяти лет. Он был на каторге в Омске и несколько раз - в Барнауле. И тот факт, что сибирские края повлияли на философскую мысль писателя, не догадки. Он сам писал много о том, как эти годы изменили его мироощущение и сказались в дальнейшем на творчестве. Достоевский писал о том, что после каторги у него изменились «убеждения», что, кстати, не удивительно.
Сибирская ссылка нашла отражение и в этнографических мотивах, но стоит отметить, что, скорее, влияние было более философским. Писатель не стал использовать сюжеты из тюрьмы как основу для произведений, хотя, наверняка, мог бы написать очень много книг на эту тему, он больше осмыслял происходящее с ним.
Но фактологически можно найти влияние Сибири на творчество Достоевского в двух произведениях. Нельзя их обойти. «Записки из мертвого дома» были написаны после визитов писателя в Барнаул. Местные жители очень гордятся этим, несмотря на довольно мрачное описание города, который Достоевский называет более похожим на подмосковное село, чем на собственно город. Однако тут же сглаживает свое описание, отмечая, что, несмотря на холод тут тепло, благодаря людям. Однако в этом же произведении уже есть серьезные вопросы, которые волнуют Достоевского. Он описывает людей (и приезжих, и местных) и говорит, что те, кто понял жизнь, остаются в этих краях и больше ничего не ищут.
Не так давно филолог из алтайского университета смогла доказать, что еще одно произведение Достоевского, тоже написано о Сибири. По словам ученого, «Дядюшкин сон» тоже появился после тех лет, что писатель провел в Барнауле. Филолог приводит в своей научной статье доказательства того, что названия улиц — зашифрованные реальные адреса, а еще в произведении описаны реалии 19-го века Барнаула.
Но что о философии? Достоевский вспоминал первые годы в Омске как очень тяжелые. Они стали для него настоящим заключением, которое он называл стеснением духа. Но уже позднее писатель говорил, что смог испытать практически несчастье, на собственном опыте, а кроме того, это дало ему возможность вести внутреннюю работу.
Годы заключения не сломали Достоевского, а дали ему опыт, позволили изучить тюремный мир изнутри. Как гениальный писатель он перенес это не реальными образами, а осмыслил метафорически. Проводя годы в заключении, он думал не о физическом заточении, а о свободе в более широком смысле, о свободе выбора, о воле, о человечности. Он использовал годы в холодной и мрачной Сибири для того, чтобы найти ответы на вопросы, которые волную многих людей.
Отчасти Сибирь стала для Достоевского чем-то вроде отрешения от общества. Конечно, это не было добровольно, но он смог использовать это время в свою пользу. Интересно, что в те годы он пишет: «да, живуч человек! Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение». Глядя на те лишения, с которыми приходилось мириться ему и другим людям в тюрьме, Достоевский думал о роде человеческом.
Те истории, которые записывал Достоевский во время каторги и, что важнее, те мысли и чувства, которые были важны для него в эти годы, он бережно хранил в «Сибирской тетради». Даже оказавшись на воле, он не сжег ее, а сделал копию и обращался к ней в трудные минуты.
-----—-----
@surikat-altruist