История одного дома, который вдохновлял художников
Природа Сибири богата и вдохновляет художников на прекрасные картины, однако, намного хуже дела обстоят с городскими пейзажами. Исторических зданий в Сибири не так много, поэтому писать города здесь было не так просто, как, например, в Санкт-Петербурге, где, что ни улица, то своя атмосфера, красивые архитектурные решения и исторический дух.
Может, поэтому художники год за годом в сибирских городах выбирали одни и те же места. Чаще всего это были центральные улицы. В Томске самым популярным зданием можно смело считать мэрию. Она вдохновляла живописцев в прошлом веке и продолжает сегодня. Конечно, не самые известные художники писали эту башенку с часами, но многие таланты местного уровня приходили к этому месту снова и снова.
Вот, что получилось у них. Мы решили собрать несколько работ и рассказать о них, а еще об истории самого строения.
Дом с куполом и башенкой
Вадим Мизеров. 1945
Итак, что же это за здание? Проектировал томскую мэрию с куполом и часовой башенкой архитектор К. Лыгин. Это было в далеком 1900-м году, но проект сохранился и в настоящий момент. Можно сравнить его с тем, что получилось в итоге и прошло сквозь годы. Стоит отметить, что мэрия не сильно изменилась, она сохранила почти точный первоначальный вид, поэтому это одно из немногих мест, где можно сегодня увидеть полностью оригинальное строение тех лет.
Интересно, что на работах художников разных периодов здание выглядит одинаково, но не совсем. И дело тут не в реконструкциях. Это, конечно, связано и с ракурсом, и со стилем, и с настроением. Иногда башенка находится в центре композиции, иногда виднеется вдалеке, но остается узнаваемой всегда и всегда одним из ключевых элементов композиции картины. Иногда картина наполнена теплым светом поздней весны или ранней осени, она чем-то даже напоминает городские пейзажи Европы, иногда чувствуется «советский дух».
Но главное отличие, конечно, окружение. Жизнь вокруг мэрии менялась сильнее, чем она сама. Поэтому на картинах можно увидеть разные фонари, разные автомобили, люди одеты по-разному. Эпоха читается только по окружению, а здание Лыгина стоит среди всего этого временного потока немного даже монументально, проходят годы, но оно все там же.
Анастасия Базарова. 2012
От частного особняка до здания партии
Если попробовать разобраться в истории этого дома, то можно узнать, что первыми его владельцами были Кухтерины. Это была очень богатая семья, но в то время в Томске почти все шикарные строения принадлежали обеспеченным семьям, поэтому в этом нет ничего удивительного. Семья сдавала первый этаж дома, там активно велась торговля и был самый большой книжный магазин во всем Томске. Назывался он немного неприглядно - «А. Усачев и Г. Ливен», но покупателей это не смущало, они часто его посещали. Выше этажом в доме также было казначейство, а также была здесь же и казенная палата.
Позднее в этом доме находился и банк, и Дом горсовета и даже некая экспедиция железнодорожных изысканий. В конце двадцатого века томский комитет КПСС занял это красивое здание, а также здесь же находился и комитет ВЛКСМ.
Василий Черемин. 1975.
Во все годы здание привлекало людей. Привлекало своей красотой и изысканностью. Интересно, что несмотря на разные ритмы жизни в разные годы, несмотря на разный уклад жизни, оно все равно занимало место в городском устройстве. Его не снесли, не попытались переделать, как часто бывало со старинными строениями в эпоху СССР. Оно органично вписалось и в современный Томск.
В работе художников оно стало чем-то вроде главного городского маяка. Творческие люди в разные годы писали одну и ту же башенку, вкладывая в нее свои чувства и эмоции, в итоге получались совершенно разные работы. Разные по настроению, по наполнению, по стилю, по духу.
К сожалению, не все картины удалось найти в электронном виде и количество примеров небольшое, но, на самом деле, многие-многие художники приходят к этому месту, чтобы учиться или чтобы просто создать еще одну, свою собственную башенку с часами.