Тобольский Россини. Музыка Сибири и борьба за столичность
Сегодня фраза «золотая молодежь» вызывает не самые положительные ассоциации. Дети богатых и обеспеченных родителей часто попадают в объективы камер и их критикуют за сомнительный образ жизни. В прошлом все было не совсем так: хороший доход родителей и их устойчивое положение в обществе давали молодым людям едва ли не единственную возможность получить образование.
И все-таки не всегда это также приносило пользу. Но иногда звезды сходились. Так случилось, например, с родоначальником русского романса, гениальным композитором из Тобольска Александром Алябьевым.
Он родился в семье губернатора и принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэтому с детства Александр получал прекрасное образование, которое смог великолепно применить в будущем.
Его занятия искусством и науками было прервано в 1812-м году, когда он пошел в армию, но уже вернувшись домой после сражений, решил заниматься музыкой. Кроме того, в военные годы он сильно сдружился с другими известными творческими людьми того времени, например, он познакомился с Глинкой и Грибоедовым.
Сначала просто для себя. Это его успокаивало и просто было развлечением. Так появилась опера «Лунная ночь, или Домовые». Произведение было поставлено в Санкт-Петербурге и высоко оценено критиками, после этого композитор решил писать и дальше.
Но слава к нему не пришла. Все что, Алябьев писал в те годы проходило почти незамеченным.
А в 1825-м году в судьбе композитора произошел трагический случай: он подрался с товарищем после игры в карты, когда тот не хотел оплачивать долг и говорил о том, что игра была нечестной. Через три дня его товарищ скончался в больнице и в смерти обвинили именно Алябьева.
Он провел три года в одиночной камере, пока шло следствие, что сильно сказалось на его личности. При этом, многие считали, что так долго шло следствие из-за того, что композитор был в связи с декабристами.
Интересно, что это заточение не заставило композитора писать мрачные произведения или бросить занятия музыкой, наоборот, он стал писать веселые композиции, наполненные любовью к жизни и радостными мотивами. Романсы и балеты помогали ему проводить дни в заточении. После окончания следствия Алябьев был приговорен к ссылке в Сибирь, а кроме того, его лишили всех чинов.
Так он вернулся в Тобольск. И уже в Сибири написал свои известные произведения «Иртыш» и «Зимняя дорога». Ему было тяжело находиться в Сибири, а еще после тюрьмы у него испортилось здоровье. Когда ему разрешено было уехать из Тобольска в 32-м году, он начал писать музыку намного активнее, сотрудничая с различными композиторами, заимствуя мелодии разных народов.
Но через какое-то время его снова ссылают, уже в Оренбург. Только через несколько лет ему полулегально удалось вернуться в Москву, где он прожил какое-то время, где много и продуктивно работал.
Алябьев стал предшественником русских классиков, на Западе его звали тобольским Россини, он написал такие гениальные произведения, как «Вечерний звон» и «Соловей». Многие его мотивы продолжали звучать в произведениях композиторов спустя не только десятки, но и сотни лет.