Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
6 лет назад

[Исповедь меломана] Саксофон – музыкальный инструмент мощного звучания и певучего тембра

Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.


Публикациями в этой рубрике я намерен напоминать не только о памятных событиях в музыкальной жизни, но и уделять внимание характерным музыкальным инструментам.

Не получив в трудном и полу-голодном послевоенном детстве никакого музыкального образования супротив моих спортивных устремлений, я всё же невольно был с детства окружен музыкой.

Отец прекрасно владел гитарой и мандолиной, в довоенное время он выступал даже на московском радио в составе ансамбля, гости наши и мы в гостях часто пели под гитару задушевные русские песни. Мама очень прилично пела, а потом и жена на удивление супер-музыкальная мне попалась, и мы сошлись воедино в нашем музыкальном пристрастии к популярной легкой музыке, битловской, прежде всего.

Не будучи никогда особо увлеченным джазовой музыкой в забугорном исполнении, которая осторожно выходила в нашей стране тогда из состояния полного запрета, я сталкивался повседневно лишь с музыкой привычных клавишных и струнных музыкальных инструментов, и намного реже духовых, трубы и тромбоны мне категорически не нравились.

И только достигнув 30-летнего рубежа, в мою музыкальную жизнь, как будущего меломана, кроме любимых акустических и электрогитар, бурно и внезапно ворвалась сочная и певучая саксофонная музыка, и она меня переполнила...

Меня тогда сразу зацепила одна модная мелодия середины 70-х “Feelings/Чувства“, написанная в 1975 г. молодым бразильским автором Моррисом Альбертом, в исполнении известного итальянского саксофониста и композитора Джила Вентура (1940-2016, его реальное имя Марчелло Олмари).

Вентура, вместе с другим итальянским альтовым саксофонистом Фаусто Папетти (1923-1999) были тогда в 60-70х годах ведущими аранжировщиками самых модных музыкальных каверов и часто использовали саксофоны в качестве солирующих инструментов, судите сами насколько четкое это соло:

Именно эта мелодия Feelings предопределила мою предрасположенность к саксофону, как предпочитаемому музыкальному инструменту, дивному язычково-духовому инструменту, который был одним из самых молодых инструментов среди его оркестровых собратьев-старожилов.

Саксофон ведь был изобретен и запатентован бельгийцем А.Саксом только в середине XIX века, когда он впервые появился в составах духовых и симфонических оркестров. Сначала это был только басовый саксофон, как гибрид бас-кларнета и офиклеида, медного басового инструмента, а затем получили развитие саксофоны и другой тональности - баритон, тенор, альт, сопрано, сопранино и контрабас, а теперь их всего 7 тональностей.

Зарождение джазовой музыки в американском городе New Orleans в начале ХХ века в результате слияния африканской и европейской музыкальных культур с наложением афро-американского фольклора, привело вскоре к выделению джаза в отдельное музыкальное течение, где саксофоны получили признание как солирующие инструменты в джазовых оркестрах.

Обычно в составе джаза входит группа саксофонов - 4-5 инструментов в диапазоне сопрано-альт-тенор-баритон. Джазовый оркестр американца Арти Шоу (1938) с использованием 5 солирующих саксофонов, придающих оркестру особую сочность звучания, тому пример:

Интересно и смачно высказался гениальный комик Ч.Чаплин по поводу первого отечественного джазового кино-эксперимента в исполнении одессита Л.Утесова и его джаз-оркестра. Посмотрев забавную комедию «Веселые ребята» (1934), Чаплин высказал очень умную мысль, что джаз и смех агитируют за русский строй гораздо больше, чем стрельба и громкие речи. Золотые слова мэтра кино, лучше не скажешь…

Попавший к нам в страну после 2МВ под странным грифом «трофейное кино» шедевр «Серенада Солнечной долины»(1941) стал началом знакомства с настоящим джазовым биг-бэндом легендарного Гленна Миллера.

Обратите внимание на звучание группы из 5 саксофонов, которые в незатейливой мелодии “In the Mood / В настроении” не просто солируют, а создают прекрасную сочную музыкальную атмосферу:

И что интересно, в современном его состоянии существующий оркестр Гленна Миллера при исполнении этой мелодии «В настроении» на концерте в итальянской Флоренции солирующая группа из 5 саксофонов настолько четко выделена, и более того, она выдвигается на авансцену с первых же тактов мелодии, тем самым убедительно доказывая свою лидирующую роль в составе знаменитого джаз-банда:

Но тут я должен признаться перед любителями джаза, которые ждут от меня адекватного продолжения, что продолжения по джазу у меня не будет. Я не настолько разбираюсь в джазе, не знаю тонкости его стилей, и я не считаю себя в праве обсуждать его лучших исполнителей, с которыми я совершенно не знаком. Я предпочитаю остановиться на прикладном применении моего любимого музыкального инструмента саксофона в популярной эстрадной музыке, как мне подсказывает личный опыт меломана.

В середине 60-х, уже будучи московским студентом, попавшим под каток битломании, мне повезло в том, что кроме всё поглощающих битлов и роллингов, в нашу дружную меломанскую компанию попали диски таких исполнителей, как Элвис Пресли, Энгельберт Хампердинк, Пол Анка, Том Джонс.

А также какими то неведанными путями к нам попали и диски оркестра под управлением Рэя Конниффа (1916 - 2002), очень серьезного американского музыкального деятеля, родившегося в семье музыкантов, с детства игравшего на тромбоне, изучавшего теорию популярной музыки и работавшего аранжировщиком пока…

Пока он не создал в 1959 г. собственную вокально-инструментальную группу The Ray Conniff Singers с 15 вокалистами, музыкальный стиль которой сочетал хоровое грамотно разложенное по партиям многоголосие в сопровождении или солирующих музыкальных инструментов. Это была шедеврально-легкая танцевальная музыка, звучавшая тогда на молодежных вечерах, когда первые дискотек ещё не родились. Среди них были и легкие джазовые импровизации без вокала, как например это романтическое попурри Р.Конниффа:

или чудесная мелодия “La Petite Fleur / Маленький цветок”.

А в 1965 г. одновременно во Франции и Германии были созданы два больших оркестра под управлением известных дирижеров, композиторов и аранжировщиков француза Поля Мориа (1925-2006) и немца Джеймса Ласта (1929-2016). Оба оркестра за годы существования записывали инструментальные версии каверов на популярные песни, а также активно аранжировали произведения классической музыки.

В обоих оркестрах группа саксофонов была максимально увеличена до 5-6, когда к 2м альтовым, 2м теноровым и баритоновому добавлялся 6ой саксофон-универсал сопрановой тональности, кларнета или флейты.

Моя тяга к их произведениям была вызвана, как и в случае с Рэй Конниффом, очень грамотным подбором сочетаний саксофонов в зависимости от произведения, у них не было примитивной похожести стиля, чем часто грешат многие ВИА и группы.

Послушайте оба оркестра в чередовании легко узнаваемых мелодий и вы это поймете сразу: Great Beatles Medley (я не могу обойти любимых битлов), Осенняя грусть М.Леграна, The Lady In Red, Бабье лето, Одинокий пастух, The Seduction (Love Theme).

Я продолжу эту тему вскоре, до встречи друзья-меломаны.




Искренне ваш, @yurashka1312


Торговая платформа Pokupo.ru

2
245.301 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (18)
Сортировать по:
Сначала старые