[История жизни и творчества] Антонио Вивальди
4 марта у Антонио Вивальди, известного венецианского композитора и скрипача-виртуоза, исполнилась 342 годовщина дня рождения.
**
Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер, гениальный музыкант, чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.
Антонио Лучано Вивальди / Antonio Luciano Vivaldi родился 4 марта 1678 г. в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции. В те времена цирюльники брили, стригли и завивали клиентов, а также развлекали их музицированием. Малыш Антонио родился недоношенным на 7 мес., он выжил, но всегда отличался слабым здоровьем и был очень субтильным.
Именно его отец привил сыну любовь к скрипке с детства, а в юности он обучился в Риме игре на скрипке. Выбор скрипки как инструмента не был случайным, а скорее вынужденным, из-за астмы Антонио мало двигался, под запретом оказались почти все духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле. С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность «вратаря» при соборе, открывая врата храма.
Антонио сделали послабление в службе ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя полностью музыке. В XVII веке Венецианская республика была самой просвещенной и культурной страной мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе. В 25 лет Антонио Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в приюте при венецианской консерватории, где он занимался преподаванием музыки и сочинительством.
Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, так и учителем альта. Он работал в приюте и консерватории с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, с 1713 г. он стал директором самой венецианской консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.
В 1705 и 1709 гг. венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 г. уже 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В тот год о талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через 3 года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV. В 1712 г. музыкант познакомился с композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.
С 1713 г. композитор увлекся светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили многие импресарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу. В период с 1713 по 1737 гг. он написал всего 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным его авторства. Светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио Вивальди вышли из моды.
В 1723-1724 г. Вивальди написал свои знаменитые концерты, ошибочно именуемые как «Времена года», а правильное название «4 времени года». По мнению большинства критиков, эти концерты являются вершиной творчества маэстро. Гастроли привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязалась дружба. По мере снижения его популярности в родной Венеции, росла слава Вивальди при дворах европейских монархов.
Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, окончательно разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, под крыло главного почитателя его таланта Карла VI. К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену, император скончался, потом началась война, и о когда-то модном маэстро Вивальди все забыли, он остается без работы и средств существования.
Вивальди попробовал устроиться на работу в немецкую Саксонию, но тяжело заболевает и возвращается в Вену, где гениальный композитор скончался 28 июля 1741 г. в абсолютной бедности и полном забвении. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие. О Вивальди и его многочисленных скрипичных творениях незаслуженно забыли на долгие 200 лет.
Только немец И.С.Бах, остававшейся верным почитателем музыки итальянца Вивальди, систематизировал его творческое наследие, которое оказало ощутимое влияние на творчество знаменитого органиста-виртуоза.
Его скрипичные произведения были изданы с большим опозданием в ХХ веке. Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду А.Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века. Антонио Вивальди кроме упомянутых выше опер создал множество хоровой и вокальной музыки, включая псалмы, оратории, кантаты, инструментальные концерты и сонаты для скрипки и оркестра.
Личная жизнь Антонио Вивальди, как священнослужителя, давшего обет безбрачия и соблюдавшего его всю жизнь, не отличалась романтическими увлечениями. Но тем не менее, его недоброжелатели и завистники плели интриги и усмотрели нарушение приличий в его близких отношениях с воспитанницей консерватории Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.
Именно для Анны с её актерским дарованием композитор писал лучшие арии и проводил с ней много времени в гастрольных разъездах. Сестра Анны Паолина боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами.
Традиционно привожу фрагменты наиболее известных произведений композитора Антонио Вивальди: