[История жизни и творчества] Лучо Далла
4 марта у Лучо Далла, известного итальянского композитора и одного из лидеров среди создателей авторской песни певца, блестящего музыканта-мультиинструменталиста, исполняется 77 годовщина дня рождения.
**
Лучо Далла, бородатый и неухоженный внешне, скромный худощавый музыкант маленького роста стал одним из самых значимых итальянских музыкантов, композиторов и великолепных инструменталистов, он блестяще владел и играл на кларнете, саксофоне и клавишах, и с начала 60х годов проявил себя один из самых успешных и талантливых “cantautore” или мастеров авторской песни.
Лучо Далла / Lucio Dalla родился 4 марта1943 г. в Болонье, центральной провинции Эмилия-Романия северной части Италии в семье Джузеппе Далла и Иоле Мелотти. Музыкальное будущее малыша Лучо было обозначено подарком кларнета матерью на его 10-летие, с этого момента кларнет становится его любимым инструментом. Вскоре он успешно освоил также саксофон и клавиши, на которых он играл виртуозно. Уже в начале 60х гг. юный Лучо попадает в джазовый коллектив родного города и в его составе принимает участие в джазовом фестивале на Лазурном побережье Франции
В 19 лет становится джазовым кларнетистом в составе группы “The Flippers”, а в 21 год Лучо начал сольное творчество в стиле соула с песнями собственного сочинения и активно работает с ведущими исполнителями того периода. С середины 60-х Лучо начал тесно работать с тогда ещё малоизвестным исполнителем Джанни Моранди, ставшим впоследствии его постоянным партнером и большим другом по жизни. Они вместе с ним прошли путь становления звездных и популярных итальянских исполнителей.
В творчестве солирующего кларнетиста-виртуоза Лучо Далла отличается особой изощренной импровизацией и внедрением неожиданных вокализов в стиле “scat” и прочими смешениями стилей исполнения, сопровождая зачастую игру инструментов джазовыми вокальными импровизациями и даже пародиями. Но увлекшись импровизациями Лучо в середине 60-х годов находится на перепутье, продолжать ли ему разрушать сложившиеся стереотипы в его музыкальных произведениях или уступить сладкоголосому потоку звукозаписывающей индустрии. В 1967 г. у него состоялся дебют на песенном фестивале Сан-Ремо в составе группы “Rokers”.
Затем во второй половине 60-х годов в творчестве Лучо переплетаются создание собственных песен и игра на разогреве такой знаменитости как Джимми Хендрикс на престижных миланских площадках. Его первый успех как композитора приходит опять же в сотрудничестве с Джанни Моранди, когда они выпустили их совместный альбом “Occhi di ragazza/Глаза девушки” в 1970 г. Хотя мелодия не стала хитом, но собственное авторское реноме у Л.Далла уже проявилось.
В наступивших 70х годах Лучо Далла увлекается стилем соул-баллад с шутливыми нотками гротеска, активно занимается созданием авторских песен, и к середине этого десятилетия уже по праву входит в тройку итальянских лидеров среди contautori / создателей авторской песни, наряду с такими авторитетами как Фабрицио Ди Андре, Франческо Грегори. Более того между ними зарождается весьма редкая практика для западного музыкального мира, когда эти авторы выступают с совместными концертами, как это делали Далла и Де Грегоги.
А в середине 80х годов происходит важнейший, скажем поворотный момент в творчестве Лучо Далла, когда он отправляется на несколько месяцев в США, занимается сбором музыкального наследия знаменитого неаполитанского тенора Энрико Карузо и возвращается из Америки весной 1986 г. с готовым 17 по счету сольным альбомом с самоговорящим названием “DallaAmeriCaruso”, что означает слияние 3х слов, переводимых «Карузо из Америки».
В название альбома Лучо заложил скрытый смысл, он этим альбомом как бы возвращал кумира неаполитанцев Энрико Карузо в родной Неаполь с его чудесными песнями и диалектом. А заглавным синглом этого альбома стала одна из самых трепетных мелодий Лучо Далла “Caruso”, которую за истекшие 35 лет с её выхода в свет перепели практически все ведущие мировые исполнители, включая и таких оперных авторитетов, как Лучано Паваротти и Хосе Каррерас.
В дальнейшем Лучо Далла продолжил сотрудничество сначала с партнером и другом Д.Моранди, в потом переключился на новую оперную деятельность – написание современных опер. Он совершил большой гастрольный тур по Италии и по странам Европы. В 1999 г. в родной Болонье Лучо получает почетную степень доктора наук в отделении музыки и театра местного одного из самых старинных университетов страны.
Параллельно со сценическим вокально-музыкальным творчеством Лучо активно пишет саундтреки для кино- и телефильмов, активно приглашается и участвует практически во всех крупных музыкальных телепроектах. За свою длительную творческую карьеру Лучо написал 27 синглов и выпустил 35 альбомов, многие из которых он спел вместе с его лучшим партнером Дж.Моранди. Кроме музыки и кино Лучо Далла очень интересовался спортом, являлся преданным болельщиком местного клуба «Болонья-1909», а также автоспорта Формула-1, выделяя его персонального кумира бразильца Айртона Сенну.
Смерть настигла Лучо Далла неожиданно для всех практически на боевом посту, 28 февраля 2012 г. он прибыл в швейцарский г.Монтрё, где он собирался провести большой концерт. Но его планам и большому желанию творить помешал обширный инфаркт, накрывший Лучо 1 марта 2012 г. Он скончался, не дожив всего 3 дня до его 69-летия. Лучо Далла, как командора Ордена за заслуги перед Италией и почетного доктора искусств, музыки и театра хоронила в день его 69-летия многотысячная процессия в центре родной Болоньи с живой трансляцией похорон по центральному телеканалу.
Традиционно привожу наиболее известные хиты авторства Лучо Далла: