[История жизни и творчества] Рэймонд Томас
29 декабря у Рэя Томаса, певца, флейтиста и одного из основателей группы “The Moody Blues”, исполняется 78 годовщина дня рождения.
**
Рэймонд (Рэй) Томас / Raymond (Ray) Thomas родился 29 декабря 1941 г. в маленьком портовом городке Стурпорт-он-Северн. Он учился в местной технической школе весьма успешно и должен был стать успешным инженером, если бы не увлечением музыкой и вокалом. Сначала Рэй как певец вошел в состав молодежного хора Бирмингама, позднее перепробовал несколько блюз-н-соул групп в Бирмингеме.
По примеру одного из его дедов, виртуозно игравшего на губной гармошке, Рэй неожиданно для многих переключился на такой редкий инструмент в современной легкой музыке, как флейта. Продолжая быть по-прежнему вокалистом, тем не менее, Рэй много экспериментировал с гармоникой и флейтой, попав под влияние хлынувшей из-за океана американской музыки. Рэй перебрал несколько местных групп, с одной из которых он даже попал на серию концертов в немецкий Гамбург, где британские парни повстречали никому не известную тогда четверку «жучков» из Ливерпуля.
Вернувшись в Англию в 1964 г., вдохновленный немецким опытом Рэй вместе с приятелем клавишником Майком Пиндером решили пригласить гитариста, басиста и барабанщика с тем, чтобы создать новую блюз-группу-квинтет. Название группы “The Moody Blues” придумал сам Майк Пиндер, вдохновившийся произведениями модного тогда американца Дюка Эллингтона. Рэй Томас выступал в группе в качестве вокалиста, периодически играл на флейте и был основным автором песен группы.
Первый альбом с символическим названием “Go now” квинтет “The Moody Blues” выпустил в 1964 г., год основания группы, и он оказался весьма успешным, добравшись до 1 строки британского чата и до 10й строки в американском чате. Но успех квинтету не удалось развить сразу, в группе произошла ротация состава с заменой обоих гитаристов. Начался новый этап в творчестве квинтета, когда он постепенно отошел от привычного им стиля R&B и вступил на новую экспериментальную стезю.
Рэй Томас вернулся к игре на флейте, изменив также его вокальный стиль. Но и общий музыкальный стиль квинтета также изменился, Рэй Томас с его «волшебной флейтой» привнес элементы психоделического содержания. На этой обновленной волне группа “The Moody Blues” в приличном темпе выпустила 7 довольно успешных альбомов. Среди самых успешных творений группы следует выделить психоделический гимн группы “Legend of a mind”, который оказался для группы сродни таким шедеврам, как “Strawberry fields forever” & “Penny lane” для ливерпульской четверки.
В квинтете “The Moody Blues” возникло интересное сочетание индивидуальностей каждого музыканта, серьезного мистика Пиндера, романтика Хейворда, рокера Лоджа, поэта-барабанщика Грэма Эйджа. А среди них Рэй Томас стал своеобразным игривым мистиком-универсалом, создававшим как беззаботные песенки, так и серьезные пасторальные пьесы и нежные романтические баллады. И хотя композиторский дар Томаса проявился не с самого начала творчества группы, но именно он оказался самым плодовитым автором.
Тем неожиданней для публики стал 4-летний творческий перерыв квинтета в 1974-78 гг., когда все члены квинтета “The Moody Blues” решили заняться сольными проектами. Рэй Томас, получивший в этом перерыве характерное прозвище «Флейта» выпустил 2 сольных альбома “From mighty Oaks” & “Hopes, wishes, dreams”. Его альбомы включали в основном его вокал, в то время как игру на флейте он припасал для исполнения на концертах. Первый их этих альбомов ворвался в ТОП-100 британского чата, как и отдельные синглы.
Но ни один участник квинтета не добился ощутимого успеха в сольном творчестве, квинтет вновь собрался в 1978 г. Р.Томас достиг апогея в вокальном творчестве квинтета, который потерял М.Пиндера вскоре, не поехавшего с ним в гастрольный тур после выпуска очередного альбома “”Octave”, он покинул квинтет. А Р.Томас остался реальным лидером квинтета, особенно после выхода лучшего альбома квартета после воссоединения “Long distance voyager” в 1981 г., в конце которого прозвучало трио песен Томаса “Painted smile”, Reflective smile” & “Veteran cosmic rocker”.
После ухода Пиндера Р.Томас становится реальным мульти-инструменталистом, играя не только на флейте, но и на гобое и баритон-саксофоне. Но его роль в группе постепенно снижается, как и его авторство песен, а флейта вообще уходит на задний план. Зато его голос остается на прежнем лидерском уровне и особенно он проявляется при исполнении такого вокально сложного хита, как “For my lady”. Но здоровье Томаса не оставляет ему другого варианта, как завершить творчество в 2002 г. Уже в зимних гастролях группы 2003 г. его заменила флейтистка Н.Маллен, а в группе остались трио Хейворд, Лодж и Эйдж.
С уходом из группы Рэя Томаса после 40-летнего сотрудничества в ней группа осиротела и потеряла свой имидж, поскольку новые песни никак не могли превзойти созданные группой ранее. В 2014 г. сам Рэй Томас публично объявил о диагностированном раке простаты. Длительное лечение в течение 3,5 лет не дало ощутимого улучшения. Талантливый вокалист и флейтист, создатель группы прогрессивного рока Рэймонд Томас скончался 4 января 2018 г. в своем доме в Суррее через неделю после исполнения ему 76 лет…
Рэй Томас был введен уже посмертно в Зал славы рок-н-ролла как участник группы “The Moody Blues”.
Традиционно привожу наиболее известные хиты группы “The Moody Blues” с участием Рэя Томаса: