Носорог Клара: забытая знаменитость
На протяжении более двух столетий европейцы представляли себе носорога больше как тарана, нежели животное. Заблуждения весьма понятны, поскольку в то время не было живых носорогов, а широко распространенная гравюра на дереве "бронированного" носорога 1515 года немецкого художника Альбрехта Дюрера в значительной степени оказала большое впечатление на европейцев. Гравюра была создана, основываясь только на рассказах друга Дюрера из Лиссабона, она показала носорога в профиле, и казалось бы, внешне он был одет, как для войны и с неуместным рогом на спине. Немецкая надпись над работой была основана на рассказе римского писателя первого века Плиния Старшего и утверждала, что «быстрый, непредсказуемый и хитрый» носорог был «смертельным врагом слона».
Все изменилось в июле 1741 года, когда в Роттердам прибыл настоящий носорог. Мисс Клара, так ее прозвали, была индийским носорогом женского пола, который на протяжении почти двух десятилетий стал известным в туристической Европе. Она восхищала дворян в великих Европейских судах и поражала простых горожан в маленьких городах. Во Франции, Италии, Германии, Англии, Швейцарии и Австрии Клара, как рок-звезда, позировала скульпторам и художникам; она была увековечена в часы и памятные медали; поэты писали ей стихи, а музыканты сочиняли песни. В Париже женщины стилизовали свои волосы а-ля носорогов, с лентами или перьями, имитирующими рог на головах. Во всём мире Клара вызвала сенсацию.
Ее путешествие началось в 1738 году, когда ее мать была убита индийскими охотниками. В возрасте одного месяца она стала домашним питомцем Яна Альберта Сичтермена, директора голландской Ост-Индской компании, они жили в его поместье недалеко от современного Калькутты до тех пор, пока Клара не выросла для домашней жизни. В книге 2005 года «Великий тур Клары: путешествия с носорогом по Европе восемнадцатого века» Глинис Ридли описывает, как голландский капитан морского плавания Дуэму Ван дер Меер получил в подарок Клару в 1740 году. После долгого рейса из Индии в Нидерланды Ван дер Меер сохранил ее жизнь в течение многих лет, он стал ее опекуном, директором и неутомимым человеком.
«Если бы Ван дер Меер оставил после себя журнал, то поколения читателей могли бы оглянуться назад и увидеть, как он боролся с практикой владения и транспортировкой самого тяжелого наземного животного на планете», - пишет Ридли в «Гранд-туре Клары». Характер его проблем можно измерить попытками транспортировки носорога во Франции в 1770 году. За одно путешествие, чтобы перевезти носорога из Лорьяна в Версаль, французское правительство должно было заплатить за два дня работы плотникам, 36 слесарям, 57 кузнецам и 72 колесным мастерам. (Несмотря на все это, построеный вагон рухнул в пути, и еще много человеко-часов потребовалось, чтобы вернуться с носорогом в путь.)
Другими словами, большинство носорогов, путешествующих по Европе, не достигли больших успехов. Носорог, благодаря которому Дюрер основал свою гравюру, утонул в кораблекрушении 1516 года у итальянского побережья. По некоторым сообщениям, его глаза были выколоты после того, как он опрокинул экипаж королевских гостей в Мадриде. Тем не менее Ван дер Меер составлял график отдыха Клары, и, хотя он был инициатором массированных атак в СМИ, которые предшествовали каждой ее остановке, он проявил максимальную осторожность в путешествии. Например, ей никогда не одевали кольцо в нос, что давно практикуется с крупными животными, такими как быки, и ее перевозили из города в город в огромной деревянной телеге, запряженной восемью лошадьми.
От бронзовых скульптур до фарфоровых сувениров Клара была отмечена в искусстве на таком высоком уровне, что было позволено только королевской семье. Французский художник Жан-Батист Одри, написал панно Клары в натуральную величину в 1749 году, где она стоит на фоне деревенского пейзажа; вышеуказанная гравюра 1747 года представляет собой тёмный фон, где присутствуют темнокожие фигуры, пальмы и носорог, напоминающий слона, который усиливает свою экзотичность. В 1751 году картина Пьетро Лонги, присутствующая теперь в Национальной галерее в Лондоне, показывает носорога, стоящего в загоне, который безмятежно жуёт сено, и за всем этим экзотическим зрелищем наблюдает зачарованная публика в карнавальных костюмах.
Клара даже появилась в анатомическом атласе 18-го века: Бернарда Зигфрида Альбинуса 1747 года «Tabulae sceleti et musculorum corporis humani». Его иллюстратор Ян Ванделлар был одним из первых художников, изображавших Клару, и, таким образом, одним из первых, кто анатомически правильно представил носорога.
Клара умерла в апреле 1758 года в Лондоне, спустя 20 лет после того, как её забрали с Индии. В то время как дикие носороги часто живут до тридцати, а пленные немного дольше, то Клара жила намного дольше и путешествовала гораздо дальше, чем обычное экзотическое животное 18 века. Как ни странно, со всей ее славой, нет явной причины смерти или записи о том, что стало с ее останками. Также нет сообщений о публичном трауре для этой международной звезды. Однако благодаря сохранившимся памятникам и искусству мы все еще можем наблюдать Клару, как она радикально изменила европейскую идею о том, кто такой носорог.