Варшава в проекте "Возрожденные города"
Сегодня будет странный разговор. С одной стороны - о городе, в котором я не бывала, но история которого волнует меня до глубины души. С другой стороны - о художнике, имя которого, как мне казалось, связано совсем с другими местами. В общем, начинаю всё расставлять по местам и по порядку.
Варшава: руины и возрождение
Варшава. Вторая мировая война для этого города началась раньше всей остальной Европы. А в последние месяцы войны, фашисты постарались вообще уничтожить всё, что ещё оставалось от города. В результате по оценкам авторитетных международных комитетов: около 90% польской столицы превратилось в руины. Но удивляет меня вот что: почему-то некоторые люди, зная об этих разрушениях, считают что в Варшаве и делать-то нечего. Мол, старого города не осталось.
Как будто они не знают того, какое беспримерное мероприятие имело место в послевоенные годы! Это не просто общая фраза, Варшава действительно восстанавливалась с таким воодушевлением и старанием, что старый центр стал теперь более аутентичным, чем был накануне войны. Этот факт подтверждает внесение Старого города Варшавы в список Всемирного наследия ЮНЕСКО "как уникальный пример достоверного восстановления и реконструкции уничтоженного наследия"
Каналетто из Венеции
И вот в связи с этими реставрационными работами мне попадается на глаза имя художника Каналетто. И я думаю, что это какая-то ошибка потому, что всегда знала Каналетто из Венеции, но никак не из Варшавы. Мало того - в своё время меня поразило сообщение такого плана: картины Каналетто подписали приговор Венеции!
Требуется пояснение:
В итальянском языке есть слово "veduto", что означает "увидел". Так вот, в эпоху барокко необыкновенного расцвета получил такой жанр в живописи - ведуты, то есть картины с подробным, просто-таки фотографическим изображением всех деталей городского пейзажа. Такая точность достигалась при помощи так называемой камеры-обскуры.
Антонио Каналетто был главой венецианской школы ведутистов и "певцом" красот своей родной Венеции. В наше время учёные и инженеры, всерьёз озабоченные судьбой этого легендарного города, обратились к ведутам Каналетто. И по его фотографическим изображениям водорослей на парапете набережных стало понятно: Венеция погружается в море с катастрофической скоростью!!!
Картины, по которым заново строили Варшаву
Вы спросите: при чём тут Венеция и Каналетто? Как оказалось, у венецианского художника был племянник, тоже живописец. Сначала он обучался у дяди, но довольно скоро стал самодостаточным мастером. И тоже ведутистом. Может, это мои домыслы, но вероятно двум сильным личностям в одном городе было тесно, даже если этот город - Венеция!
И племянник отправляется покорять другие европейские столицы. А звали его Бернардо Белотто, а прозывали также Каналетто! Долгое время он прожил в Варшаве ( кстати, там же он и умер), будучи при этом придворным живописцем. И за это время в своих ведутах он создал поразительно достоверный облик Варшавы 18 века. За что и стоит поклониться его памяти. Ведь именно его картины и послужили неоценимой основой для восстановления архитектурного образа столицы.
Партнерская медиасеть AIR к Вашим услугам