Нет, я не Пушкин. (Пособие для сочинения стихотворений, од и тропарей).
Есть много девиц и женщин на свете. Кто-то из них может понравиться. Даже больше, чем понравиться - вызывать большие чувства. Для их полноты она должна знать об этом. Высокие чувства требуют красивого выражения. От честного, благородного влюблённого требуется произнести что-нибудь стихотворное. Как говорится «влача стихов злачёные рогожи, мне хочется Вам нежное сказать».
Поможет в донесении своих чувств святой Валентин. В его день можно избавить себя от трудностей очного изъявления. Вызываемые ею чувства можно отправить ей по почте. Но фишка валентинки в том, что надо всё сделать в стихах. Причём стихах оригинальных. Например «Я помню чудное мгновенье». Может, она не в курсе, что это принадлежит не тебе. Но лучше преподнести своё, сочинённое именно для неё. Ей будет приятно. Тебе будет приятно. Вам будет приятно, может быть, вы будете даже счастливы.
Но реально, творение стиха – дело непростое. Нижеследующая методичка должна в этом деле помочь.
I. Ритм.
В стихосложении первое правило: стихи пишутся строками. Строки организуются не как попало, для приятного звучания в них должна соблюдаться ритмичность. Ритмичность – это когда что-то повторяется. Слова в строках надо подобрать так, чтобы в них а) повторялось количество слогов, б) повторялись места слогов под ударением.
Образцы расставления ударных слогов (—́) и безударных (U) в строках:
Ямб – первый слог безударный, второй ударный (U —́):
Без Вас хочу
сказать Вам много
При Вас я слу
шать Вас хочу
Но молча Вы глядите строго
И я в смущении молчу
(Примечание – самый распространённый ритм).
Хорей (—́ U):
Пылкий ю
ноша не сводит
Взоров с ми
лой и порой
Дактиль (—́ U U):
Ярко на пи
ре весёлом горели лампады
Прелести жё
н бёдро-грудых они освещали
Амфибрахий (U —́ U):
Люблюя краса
вицу
с очами лазу
рными
Анапест (U U —́):
Настоящую не
жность не спутаешь
II. Рифма.
Рифма – созвучие на концах строк. В сочинении стихов всё держится на этих созвучиях. Главное – придумать рифму, а к ней уже можно прицепить что угодно. Соблюдая ритмичность, конечно. Рекомендуемые в любовном послании рифмы:
Любовь – морковь (ну не свекровь же), блаженство – совершенство, тело – сомлело, стражду – жажду, хочу – промолчу, пою – твою, летать – жевать, бесед – согрет, чела – ла-ла, дерзну – жену, обещаю – помечтаю, ждала – отдала, разлука – мука, цветы – мечты, розы – слёзы, руками – губами, счастливчик – лифчик, жутка – слегка, перца – сердца, бред – бед – нет, свечах – очах, иногда – да-да, люблю – кораблю, луну – ну-ну или луна – на-на, могло – того, ненастье – участье, девочка – тарелочка, красива – перспектива, глубина – затаена, скромной – томной, недоверчива – застенчива, забулдыга – прощелыга, а нет, это не сюда.
Хорошо рифмуются слова на –енье, на них только можно сочинить поэму листов на 18: вожделенье – наважденье – наслажденье – сновиденье, томленье – знаменье, лобзанье – содроганье, свиданье – желанье – мечтанье. Также из слов на –ой: тобой – тоской – вой – луной – мой – порой – родной – и т.д.
Если приведённых рифм недостаточно, чтобы выразить все чувства влюблённого можете предложить свои.
III. Тема.
Ритмизации и зарифмовыванию поддаются любые слова. Например, рифма «турбина – хлябина» или хорей «овощи и фрукты». Но для валентинки не все слова подойдут. Всё-таки жанр любовной лирики. Надо держаться принятого в ней. Поэтому имеет значение не только расстановка слов по звучанию, но и отбор их по смыслу. Конечно, если в стихах есть звучание, то найдётся и смысл какой-нибудь. Но всё лучше смысл изначально туда вкладывать. В нашем жанре подлежит выражению: а) ейный образ; б) твои переживания по ей.
По (а) – окромя души подлежат воспеванью: глаза (очи), уста, шейка, бюст, талия и ножки. По (б) - ейный образ, конечно, сильно воздействует и вызывает переживания. Рекомендуемое к выражению переживание - восхищение. Для передачи восхищения подходят слова: восхитительна, удивительна, поразительна, изумительна, упоительна, пленительна, ослепительна, неповторима, неотразима, незабываема, ненаглядна. Также: очаровательна, обворожительна, дивна и загадочна, изящна, мила, прелестна и просто красива. Можно ещё: благовидна – благонравна, благородна – благодарна.
В общем, хочется сказать: как хорошо, что ты живёшь на свете и красишь мир присутствием своим. Обычно хочется не только этого. В выражаемом по её поводу переживании может присутствовать надежда на сближение. Мол, ты б ещё похорошела, если б рядом был бы я. А рядом быть очень хочется. Да что там рядом, хочется быть ещё ближе. Если, с этим (пока) трудности, тогда рекомендуемое переживание: томная грусть.
IV. Стиль.
Рифма, ритм и тема сами по себе хорошего стиха ещё не сделают. Может получиться тускло и не впечатляюще. В выражении чувств необходимо ещё чутьё, чтобы сфокусировать воздействие всех составляющих стиха. Мало подобрать рифму, выдержать ритм и не отклониться от темы. Надо всё это сделать стильно. То есть, оформить в некой выразительной системе.
Образцы стиля
Японский:
О, Саша
О, Саша, о
Саша. О
Заметьте – какая глубина, какая философия. Поэт не находит слов в земном языке, способных передать образ любимой. Мол, нет слов, чтоб выразить вполне – как дорого то имя мне. По части выражения чувств это сравнимо с приглашением в японский ресторан.
Европейский средневековый:
Не жду, себя избавив от служенья,
Достойной дамы уваженья
Главное здесь – подпись типа Генрих Гетцбольд фон Вайсензее или Гильем де Бергедан. На худой конец пойдёт Яропыл из Кожухово. Она сразу поймёт: имеет дело с настоящим рыцарем.
Средневосточный:
Моя любовь мне муки причиняет
Она моим моленьям не внимает
Источник всех моих мучений в том
Что о любви моей она не знает
Это и т.п. поёт влюблённый соловей любимой розе.
Русский романтический:
Я верю, что душа родная
Соединиться с мной должна,
Что безотрадно изнывая,
Ты ежедневно ждёшь меня
Типа Пушкин.
Новорусский:
Смотреть не буду как баран,
Есть пол-лимона на карман,
Д длинный белый кадиллак,
Да трёхэтажный особняк.
Не буду гнать я порожняк, а прямо вам скажу: мадам, я зажигалово задам
На зависть всем вокруг жлобам.
Джакузи, Хеннеси, Мартини –
Всё будет для моей княгини.
Такая выразительная система действует безотказно (как говорят, я сам не пробовал).
Из jaroslav-2.livejournal