Влияние советского кинематографа на формирование образа советской действительности у студенческой молодежи
Отправной точкой для написания этой статьи послужила деятельность киноклуба Иркутского Государственного Лингвистического Университета. В рамках работы киноклуба демонстрировались художественные фильмы разных стран и различной тематики, но наиболее эмоциональный отклик и эмпатию вызывали отечественные фильмы, причем фильмы советского периода.
Такая включенность студентов в «близкое, но далекое» для них прошлое страны вызывает вопрос о роли советского кинематографа в формировании образов советской действительности, открытости и внятности другого/чужого взгляда.
Представляется интересным выяснить:
· какой видится советская действительность современной студенческой молодежи;
· возможности художественного кинематографа в конструировании стереотипов образного воспроизведения «несвоей-своей» памяти;
· отношение молодых к советскому кино.
На предварительном этапе были проведены анкетирование, просмотр фильма «Максим Перепелица» с последующим обсуждением. Респондентами выступили студентки 2 курса ИГЛУ, факультетов немецкого и романских языков. Студенты данных факультетов являются в основном выходцами из семей со средним достатком, жителями Иркутска или небольших городов Иркутской области.
Уже на этапе анкетирования опрос выявил значительную насмотренность студентов. Чаще всего ответ на вопрос: «Какие фильмы ассоциируются у вас с советской действительностью?» содержит 5-6, а то и 11 наименований. Из контекста становится очевидным, что упоминаются фильмы любимые, неоднократно просмотренные. Лидерами предпочтений являются комедии – «Девчата», большинство фильмов Л. Гайдая, «Служебный роман» и т.д., а также фильмы о войне - «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики».
Советские фильмы студенты любят и, хотя признают идеализацию и приукрашивание советской эпохи, смотрят с удовольствием. «Если посмотреть на все фильмы в общем, сразу можно отличить советские фильмы. Мне почему-то многие из них кажутся наивными и простыми, но все равно нравятся. Они слишком идеализированы, такое ощущение, что их снимали, чтобы показать, что в СССР все здорово и хорошо, жизнь интересная, полная событий». Идеализация признается, но другие
авторитетные источники представлений о советском времени – родители, бабушки и дедушки также позитивны в его оценке: «смотришь эти фильмы и думаешь, какие люди чистые, хорошие, быть может, наивные жили тогда, в Советском Союзе. Я не знаю, в фильмах, наверное, все несколько идеализировано, но ведь бабушки, дедушки рассказывают, что было именно так, была сплоченность, отзывчивость, стремление помочь друг другу».
Для большинства опрошенных советское время – «время справедливости, порядка, дружбы, развития в стране», «время честных и работящих людей, время справедливости и порядочности. Те люди верили в доброту других и сами всегда готовы были помочь нуждающемуся. Это время настоящих патриотов. Люди были намного проще, они больше старались во благо других».
Примечателен тот факт, что фильмами, ассоциирующимися с советской действительностью, являются в основном комедии. «Фильмов советских много и все они до сих пор нам дороги. Например, «Бриллиантовая рука» отображает общество того времени: люди уважали друг друга, стремились быть, так сказать, порядочными, культурными. Малейшее отступление от нравственного поведения выносилось на общественный суд. Например, Семен Семеныч был замечен пьяным, немного побуянил в общественном месте, и его уже выносят на доску позора».
Уважение к друг другу и общественный суд, комплементарность этих явлений не вызывает сомнений. «В советское время все было основано на порядке, строгости и справедливости».
Зазор между конструктами советского кинематографа и «тем, как было на самом деле» осознается очень немногими. «Не помню ни одного фильма, в котором описывалась реальная советская жизнь. Частично – да, но негатив остался за кадром. В фильмах, книгах советской эпохи (почти всех) все советские люди предстают умными, добрыми, трудолюбивыми». Негативная оценка советского времени также крайне редка.
Редкие примеры критики: «Советское время ассоциируется у меня с некоей ограниченностью, условными рамками, в которые поставили людей. Серость, невыразительность и запрет противопоставления «я-мы», отсюда отсутствие цели для одного человека, а присутствие общей цели для всего общества. Обязательное участие в общественной жизни, при несоблюдении – всеобщее презрение».
Роль старших членов семьи в этом критическом отношении также очевидна, притом чаще всего не благодаря, а вопреки их взглядам. «Мое личное представление о советском периоде сложилось не за счет фильмов, а скорее
по рассказам бабушек, людей, переживших его практически полностью. Скорее всего, это время характеризовалось не наличием свобод у человека, а их отсутствием. Была ярко выражена коллективность, но было ли это хорошо или плохо я не могу сказать, так как, с одной стороны, все друг о друге знали и могли поддерживать, но с другой стороны, мы все наслышаны о репрессиях, основной причиной которых и была эта осведомленность. Я не нахожу эту эпоху счастливой и светлой, как о ней отзывается более старшее поколение». Или – «Если верить рассказам людей более старшего возраста, то Советский Союз представлял собой мощную державу, страну, где все были счастливы, потому что, как думаю лично Я (так в источнике), людям просто не давали быть несчастными всевозможные общественные организации и всегда готовые прийти на помощь «товарищи». Для меня СССР – это страна образцово-показательного счастья, зачастую фальшивого».
Самым «темным» для анализа местом неожиданно оказались представления о «советском городе» и «советской деревне». Вместо ожидаемых советских «кинематографических» городов, с их широкими проспектами, высокими и красивыми зданиями, студенты «вспоминают» реальность, характерную, скорее, для поздних 1980-х и начала 1990-х годов.
«Советский город мне представляется: большое количество людей, толпы, очереди в магазинах, на улицах продают сироп, стоят автоматы с газировкой. В магазинах продают кефир в бутылках». «Асфальт, памятники Ленину, автоматы с газировкой, очереди, пустые прилавки, талоны, бутылки стеклянные с молоком». К образам многолюдья, пустых прилавков и очередей добавляется краска, серая – «Мне представляется (о городе) большое количество заводов, фабрик, все в тумане и серости; воздух загрязненный, идет дождь, люди идут в серых робах на работу или с работы с опущенной головой и под грузом своих проблем не замечают лужи под ногами».
Напрашивается вывод, что визуальные возможности советского кинематографа парадоксальным образом не «срабатывают», когда нужно воплотить не «общее место», а конкретные образы. Молодые зрители «считывают» их фрагментарно, дополняя или подменяя другими источниками знания о советской действительности.
В отличие от конкретных визуальных образов, слова и действия персонажей, выраженные в кинотексте советских фильмов, для современной студенческой молодежи обладают большей достоверностью.
Основная тема большинства советских фильмов – подтвержденные словом и делом коллективизм, взаимовыручка и взаимоуважение – находят отклик в душах, признаются желанными. Часто высказывается сожаление о том, что это в прошлом. «На основе этих фильмов советская действительность
предстает светлой, радостной, не лишенный юмора, когда все люди если не счастливы, то, по крайней мере, спокойны, уверены в себе и в своем будущем. Судя по советским фильмам, жизнь людей была настолько интересной и насыщенной, что иногда возникает желание жить в том же времени и общаться с такими же людьми».
Образы многолюдья и пустых прилавков (не случайно эти образы встречаются чаще всего рядом; по всей видимости, в представлениях студентов много народа, пустые прилавки и очереди взаимосвязаны друг с другом), серости и убогости, «душности» существования советского человека со знака «минус» преобразуются в «плюс» сплоченности, коллективизма.
Так рождается образ советской действительности; времени, когда «люди были более доброжелательными и жили в согласии друг с другом».
Автор - @viromiro