Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
bammbuss
7 лет назад

50\50 Доля и Недоля. (Девы Судьбы)

 За этот пост производится выплата по принципу равного вознаграждения 50\50.  


Остыла смола, превратилась в янтарь

В глазах твоих затускнела печаль

Глядишь на меня с неземною тоской

Как- будто бы я виноват пред тобой.


Понятие Доли и Недоли (Стреча и Несреча сербск.) встречается в основном у восточных и южных славян. Западные как-то обошлись без персонификации Беды и Лиха Одноглазого. Это своего рода Девы Судьбы-так вроде принято говорить в современном игровом слэнге?. 

Считалось, что добрую или злую Долю ребенку предрекает мать в момент рождения. 

Доля у каждого своя, но общее что-то в ее внешнем виде есть. У купца Доля в виде статной девушки-брюнетки, у крестьянина-в виде строгой домовитой женщины средних лет...

Недоля представала как ленивая, ободранная женщина в лохмотьях, старуха от которой не отделаться.  

Но были и специальные обряды, призванные исправить Злую Долю. Мне они известны, но не буду забивать головы своих дорогих подписчиков всякими пикселями о магии и тому подобном-я категорический противник любой магии. 

Вот прелестная русская народная  сказка, по сабжу. 

  ДВЕ ДОЛИ 

Жил да был мужик, прижил двух сыновей и помер. Задумали братья жениться: старший взял бедную, младший — богатую; а живут вместе, не делятся.

Вот начали жены их меж собой ссориться да вздорить; одна говорит:

— Я за старшим братом замужем; мой верх должóн быть!

А другая:

— Нет, мой верх! Я богаче тебя!

Братья смотрели, смотрели, видят, что жены не ладят, разделили отцовское добро поровну и разошлись.

У старшего брата что ни год, то дети рожаются, а хозяйство все плоше да хуже идет; до того дошло, что совсем разорился. Пока хлеб да деньги были — на детей глядя, радовался, а как обеднял — и детям не рад! Пошел к меньшому брату:

— Помоги-де в бедности!

Тот наотрез отказал:

— Живи, как сам знаешь! У меня свои дети подрастают.

Вот немного погодя опять пришел бедный к богатому.

— Одолжи, — просит, — хоть на один день лошади; пахать не на чем!

— Сходи на поле и возьми на один день; да смотри — не замучь!

Бедный пришел на поле и видит, что какие-то люди на братниных лошадях землю пашут.

— Стой! — закричал. — Сказывайте, что вы за люди?

— А ты что за спрос?

— Да то, что эти лошади моего брата!

— А разве не видишь ты, — отозвался один из пахарей, — что я — Счастье твоего брата; он пьет, гуляет, ничего не знает, а мы на него работаем.

— Куда же мое Счастье девалось?

— А твое Счастье вон там-то под кустом в красной рубашке лежит, ни днем, ни ночью ничего не делает, только спит!

«Ладно, — думает мужик, — доберусь я до тебя».

Пошел, вырезал толстую палку, подкрался к своему Счастью и вытянул его по боку изо всей силы. Счастье проснулось и спрашивает:

— Что ты дерешься?

— Еще не так прибью! Люди добрые землю пашут, а ты без просыпу спишь!

— А ты небось хочешь, чтоб я на тебя пахал? И не думай!

— Что ж? Все будешь под кустом лежать? Ведь этак мне умирать с голоду придется!

— Ну, коли хочешь, чтоб я тебе помочь делал, так ты брось крестьянское дело да займись торговлею. Я к вашей работе совсем непривычен, а купеческие дела всякие знаю.

— Займись торговлею!.. Да было бы на что! Мне есть нечего, а не то что в торг пускаться.

— Ну хоть сними с своей бабы старый сарафан да продай; на те деньги купи новый — и тот продай! А уж я стану тебе помогать: ни на шаг прочь не отойду!

— Хорошо!

Поутру говорит бедняк своей жене:

— Ну, жена, собирайся, пойдем в город.

— Зачем?

— Хочу в мещане приписаться, торговать зачну.

— С ума, что ли, спятил? Детей кормить нечем, а он в город норовит!

— Не твое дело! Укладывай все имение, забирай детишек, и пойдем.

Вот и собрались. Помолились богу, стали наглухо запирать свою избушку и послышали, что кто-то горько плачет в избе. Хозяин спрашивает:

— Кто там плачет?

— Это я — Горе!

— О чем же ты плачешь?

— Да как же мне не плакать? Сам ты уезжаешь, а меня здесь покидаешь.

— Нет, милое! Я тебя с собой возьму, а здесь не покину. Эй жена! — говорит. — Выкидывай из сундука свою поклажу.

Жена опорожнила сундук.

— Ну-ка, Горе, полезай в сундук!

Горе влезло; он его запер тремя замками; зарыл сундук в землю и говорит:

— Пропадай ты, проклятое! Чтоб век с тобой не знаться!

Приходит бедный с женой и с детьми в город, нанял себе квартиру и начал торговать: взял старый женин сарафан, понес на базар и продал за рубль; на те деньги купил новый сарафан и продал его за два рубля. И вот таким-то счастливым торгом, что за всякую вещь двойную цену получал, разбогател он в самое короткое время и записался в купцы.

Услыхал про то младший брат, приезжает к нему в гости и спрашивает:

— Скажи, пожалуй, как это ты ухитрился — из нищеты богачом стал?

— Да просто, — отвечает купец, — я свое Горе в сундук запер да в землю зарыл.

— В каком месте?

— В деревне, на старом дворе.

Младший брат чуть не плачет от зависти; поехал сейчас на деревню, вырыл сундук и выпустил оттуда Горе.

— Ступай, — говорит, — к моему брату, разори его до последней нитки!

— Нет! — отвечает Горе. — Я лучше к тебе пристану, а к нему не пойду; ты — добрый человек, ты меня на свет выпустил! А тот лиходей — в землю упрятал!

Немного прошло времени — разорился завистливый брат и из богатого мужика сделался голым бедняком.

Из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки».


Предлагаю послушать песню Владимира Высоцкого "Беда", в исполнении Зары. 

На мой взгляд, это лучшее исполнение "Беды".  А кто ведь эту песню только только не пел- и Алла Пугачева, и Марина Влади, и Азиза и ет цетера...

Примечательно, что эту песню написал мужчина. Чем дольше живу, тем более уверяюсь,  что мужчины относятся к женщинам лучше и теплее,  нежели сами женщины друг к дружке. 

Вполне вероятно, что я ошибаюсь. В любом случае, спорить ни с кем не буду.

Мне видится в тексте Высоцкого языческое, дохристианское влияние. Он явно изучал народный фольклор, или в годы его жизни он еще бытовал среди населения.

Беда в песне и есть та самая злополучная Недоля.  

2
23.277 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые