Музеи кино в западноевропейской культурной традиции
Техническое развитие кинематографа, появление звукового кино способствовало не только обогащению выразительных средств киноискусства, но и расширению пространства функционирования художественных фильмов и кинохроники.
Потребность в хранении и коллекционировании киноматериалов возникла еще в эпоху немого кино, но не была реализована в силу нескольких причин:
· доступности тиражирования кинокартин;
· небезопасности хранения кинолент на горючей пленке;
· быстрого морального устаревания фильмов в ранний период истории кинематографа.
Но уже в начале XX века фильмы становятся многочастевыми и дорогими в производстве, а торговля ими приобретает глобальные масштабы. Постепенно на киностудиях появляются склады, в которых хранятся киноленты, однако кинопромышленники могли, исходя из целесообразности, не только хранить фильмы, но и уничтожать их.
На рубеже XIX-XX веков роль первых кинохранилищ исполняли музеи и библиотеки. Они начинают хранить и активно использовать в своей работе фото-киноматериалы и звукозаписи, комплектовать аудиовизуальные фонды. Например, в Британский музей первые киноматериалы поступили уже в 1896 году. В том же году фрагменты кинолент стали храниться в «Кабинете эстампов» Национальной библиотеки в Париже.
Более целенаправленная работа по организации кинохранилищ проводилась в 1910-е годы. В 1911 году создается киноколлекция в Городском архиве Брюсселя. В 1912 году подобные собрания формируются в музеях Парижа (Лувр), Брюсселя, Берлина, Гамбурга, Ватикана, Праги, в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
После окончания Первой мировой войны в Имперском Военном музее (Великобритания) создается большой фонд военной кинохроники.
Однако назвать эти собрания киноархивами или музеями кино еще нельзя. Подбор фильмов был фрагментарен и случаен, отсутствовала их демонстрация.
В 1920-е годы, когда история кинематографа насчитывала три десятилетия, назрел вопрос, как поступать с увеличивающимся киноматериалом. Кроме того, появление в кино звука привел к кризису немого кинематографа, и уничтожение на киностудиях принадлежащих им немых кинокартин приняло катастрофические масштабы. Спасти положение могли только специальные учреждения, в которых киноматериалы стали бы хранить без субъективной избирательности, проводилась научная экспертиза.
Первыми организациями, популяризирующими идею сбора, хранения и презентации кинематографического наследия, как я уже писала, становятся киноклубы и киноархивы.
Киноклубы начинали консолидироваться в национальные федерации. В 1947 году была создана Международная федерация киноклубов (МФКК). Работа федерации расширила возможности международного сотрудничества в области популяризации визуального наследия.
Первые киноархивы и фильмотеки создаются в 1930-е годы. Это в первую очередь:
· Национальная фильмотека в Стокгольме (1933);
· Рейхсфильмархив в Берлине (1934);
· фильмотека Музея современного искусства в Нью-Йорке (1935);
· Национальная кинобиблиотека в Лондоне (1935).
Наконец, в 1938 году была учреждена Международная федерация киноархивов (Federation Internationale des Archives du Film, FIAF), начавшая активную работу по сохранению и преумножению кинофонда.
Логотип FIAF
Сейчас в FIAF входит больше 100 киноархивов по всему миру, включая Европу, Африку, Северную и Южную Америку, Азию и даже Океанию.
Все учреждения – члены FIAF являются центрами, содействующими развитию и пропаганде киноискусства. В них организуются просмотры, симпозиумы, ведется издательская деятельность – все это открывает возможности для нормального функционирования киноархива.
В основе деятельности FIAF лежит идея спасения мирового кинематографического наследия, которая и определяет тематику встреч и дискуссий, проводимых сторонниками сохранения кинопродукции.
Миссия киноархивов во многом совпадает с задачами музеев кино, но между ними есть существенные различия. Если деятельность кинохранилищ не подразумевает обязательную демонстрацию кинонаследия, а также наличие экспозиционных и выставочных залов, то музеи кино без них немыслимы.
В качестве примера, отражающем процесс формирования из киноархива музея кино, можно привести историю Французской синематеки.
Но об этом в следующий раз.
Автор – @viromiro
см. тег "историякино"