Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
process
7 лет назад

Журнал «Психология». Непрерывность парков или о практике праджня-парамиты

Непрерывность парков или о практике праджня-парамиты

Еще с детства у меня было много любопытства к тому, что сейчас я мог бы назвать ощущением себя. В то время, однако, любопытство не выходило за рамки недоумения - а как вообще могут быть другие? Как можно вообразить себе какое либо еще сознание, помимо собственного? Как можно быть не собой, а кем то другим, как будто существование настолько сильно было связано с этим самым переживанием себя, что максимум, что я мог допустить в отношении другого сознания - это какое-то механистическое функционирование без всяких признаков подлинной жизненной искры.

Годы шли. Представление о том, что другие люди обладают собственным внутренним миром с персональным набором ценностей, медленно, но верно завоевывало себе место в системе личных координат. Более того, неизбежное обнаружение разницы между собой и другими с течением времени перестало угрожать собственной автономии, как будто признание за другим монополии на индивидуальность позволило перестать испытывать неловкость за ее внезапное проявление и у себя. Беда пришла с той стороны, с которой ее не ждали.

В этом месте связный текст заканчивается и начинается текст бессвязный. Точнее, последние остатки вроде бы еще обнаруживаются в следующей формулировке. Мне бы хотелось проводить различие между идентичность и самостью так. Если очень просто, то идентичность это нарратив, то есть представление о себе. Самость же нечто более глубокое. Буду оставаться в рамках феноменологии. Это какой то привычный поток ощущений, который предшествует представлениям. Когда утром я просыпаюсь, я просыпаюсь “в себя”. Мне нет необходимости отвечать на вопрос “кто я?” словами, ведь я узнаю себя в знакомых ощущениях. Более того, всякий раз, когда мне приходится что-либо делать, я не сомневаюсь в авторстве поступка - это точно делаю по прежнему я. Самость связана с понятием сущности, как смысла и внутренней логики явления, которыми оно отличается от всех остальных явлений. Если я в разное время нахожусь в очень разных эмоциональных состояниях, то самое непривычное из них - это еще по прежнему я или уже нет? Ощущение самости позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.

Бессвязность, строго говоря, начинается вот с этого вопроса - откуда это ощущение себя берется? Можно сказать, что в каждом новом мгновении самость подобна screen shot’у, то есть моментальному снимку экрана, на котором разворачивается человеческая история. И этот снимок должен обладать качествами гештальта, то есть создавать ощущение целостности. Шаг в сторону - возможно, переживание хрупкой самости в психотерапевтической практике как раз связано с отсутствием этой законченности. В буддийской метафизике есть близкое понятие - дхарма. Дхарма это неделимый на части акт восприятия, элементарный атом сознания. Разумеется, дхармы пустотны по своей природе, они принимают случайную форму, но всякий раз это случайная форма повторяется и повторяется. Пусть паттерн восприятия иллюзорен, но его воспроизводимость вполне реальна.

Как и в предыдущем случае нам вновь необходимо сделать шаг назад - перед идентичностью стоит ощущение, а что стоит за ощущениями? Подобно тому, как 8-й айфон может сфотографировать все, что угодно, кроме самого себе, попытка обнаружить что-то, стоящее перед самостью приводит к провалу. Если в медитации поставить перед собой задачу обнаружить субъекта ощущения самости, то всякий раз мы будем натыкаться на те же самые феномены восприятия, как на глухой забор. А иногда, когда отчаяние от невозможности заглянуть за него становится невыносимым, кажется, что в этом заборе на мгновение появляется промежуток между досками. Но в этом промежутке никого нет. Про это вообще думать не получается, поэтому пару слов скажу про тоже, но совсем с другой стороны.

У Лакана ощущение нехватки, а точнее попытка эту пустоту разными способами компенсировать, лежит в основе субъективации. Сознательное появляется как компресс на зияние бессознательного, которое не представлено словом. В этом смысле можно сказать, что самое фундаментальное в субъекте это как раз та самая ускользающая от обнаружения пустота. Для психоаналитика столкновение с этим зиянием напрямую, без посредника в виде означающего, означает распад личности и погружение в хаос, для буддиста - освобождение в изначальном состоянии. Вот такой вот парадокс. Ясно одно - похоже благодаря этим паузам, поставленным между формами восприятий и представлений, паузам, которые оберегают зияние от схлопывания и сохраняется возможность переживать себя в непрерывности и протяженности. Вот так странным образом разрывы не угрожают целостности, но сохраняют ее. Берегите паузы! От этого зависит качество звуков.       

Мы можем наблюдать эти паузы в повседневности, и они могут обозначаться другими словами - промежутки, провалы, нехватки - без изменения сути. Самая явная пустота, благодаря которой появляется все вокруг - это пространство, то есть промежуток между предметами. Фрейд в одной из последних работ высказал незаконченную мысль о том, что психика имеет протяженность. Это странно - как может иметь протяженность то, что не имеет физического воплощения? Возможно, он имел в виду, что благодаря пустоте сохраняется отдельность психических феноменов. Ведь это так же естественно как спать. Итак, психика человека подобна азбуке Морзе - тире и точки отделяются друг от друга пустым пространством. Почему можно умереть от длительной бессонницы? Потому что, лишаясь сна, мы становимся слишком непрерывны.       

Автор - Макс Пестов

Врач-психотерапевт, психиатр-нарколог, системный семейный терапевт, гештальт-терапевт, супервизор, тренер

Личный сайт

Телефон: (4212) 25-40-77 (Хабаровск)     

0
19.350 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые