В последний путь...
Для всех нас смерть близких — ожидаемая или внезапная, становится тяжким ударом. И чаще всего мы теряемся в такой момент от горя, не понимая, как себя вести, что можно делать, чего нельзя. Но как бы ни было тяжело, постарайтесь собраться, взять себя в руки. Достойно проводить усопшего в последний путь, соблюсти честь по чести все обряды — ваша главная забота. Придуманы эти обычаи не только для того, чтобы отдать дань уважения ушедшему от нас, но и — что очень важно! — победить, прогнать подальше смерть-злодейку и пообещать покойнику на том свете новую жизнь.
С ЧУВСТВОМ, С ТОЛКОМ, С РАССТАНОВКОЙ.
Раньше к кончине готовились самым тщательным образом. Собирали одежду «на смерть», обязательно писали завещание. Раздавали милостыню, жертвовали деньги на строительство церкви, или приютам, лечебницам, и т. д. Обязательно отдавали все свои долги. А чувствуя приближение старухи с косой, выходили сами, или просили вывести в чистое поле, где кланялись на все четыре стороны и приговаривали: «Мать-сыра Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел...». Затем возвращались домой, исповедовались, просили прощения у близких и ложились ждать своего смертного часа. Великой благодатью небесной считалось почить среди семейства, в своей постели, прожив долгую и достойную жизнь.
В ДОРОГУ ДАЛЬНЮЮ.
Как только человек умирал, его сразу же обмывали. Следуя давним традициям, современники тоже выполняют эту процедуру, зачастую даже не зная, зачем. И правда, не все ли равно покойнику? Оказывается, нет. После смерти его положено как следует «собрать» в дальний путь, чтобы он, чистый душой и телом, предстал перед Господом. Раньше этим занимались смывальщики. Впрочем, именовались они еще и мытницами, и умывальниками, название ничего не меняет: суть «профессии» везде была одна и та же — несколько раз быстро обмыть покойника с мылом теплой водой, взятой из нового горшка. Вода после этого считалась мертвой, поэтому ее полагалось выливать в такое место, где «ни зверь не пройдет, ни человек не наступит». Кроме того, она не должна попасть в руки чёрных колдунов, которые, как известно, спят и видят, как бы какую пакость кому учинить. Горшок или любая посудина для омовения — тоже мечта всей жизни любой уважающей себя ведьмы. Поэтому все «омовенные сосуды» старались тайком выносить из двора в ближайший овраг или на перекресток дорог. Такие меры предосторожности предпринимали еще и затем, чтобы отбить покойнику охоту возвращаться обратно и тревожить живых.
В старину на Руси хоронили, обычно, во всём белом, этот цвет символизировал чистоту христианской души. Сейчас принято хоронить в новых (еще не ношеных) одежде и обуви, эту обувь иногда заменяют специальные тапочки. Считается, что обновки очищают душу усопшего.
ПОСЛЕДНЕЕ «ПРОСТИ».
Конечно, с близким человеком очень тяжело расставаться — иной раз кажется, что, провожая кого-то в последний путь, не до правил и канонов. Однако необходимо сделать над собой усилие и соблюсти традиции: поступая таким образом, вы действуете в интересах усопшего. Очень часто люди впадают в ступор — о том, что покойника следует омывать и одевать, все еще худо-бедно знают. А вот что можно положить ему в гроб? Обязательно на усопшем должен быть нательный крестик, желательно именно тот, с которым его крестили в младенчестве. В руки (точнее под них) кладут образок, на лоб - венчик. В руки усопшего уместно также вложить «рукописание» — написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи. Разрешается положить и мелкие вещи, которые покойник любил при жизни. А вот обычаем класть в гроб монеты можно пренебречь: вопреки суевериям, тратиться ему в пути будет не на что.
До недавнего времени у гроба положено было денно и нощно дежурить кому-то из близких, ведь нечистая сила только и ждет, когда покойник останется в одиночестве, и уж тогда ей ничто не помешает завладеть его беззащитной душой.
В доме, где кто-то умер, обычно завешивают зеркала, останавливают часы, а из комнаты, где стоит гроб с покойником, выносят телевизор и радио. Опять же, зачем так делают, мы понятия не имеем. Правда, по поводу «голубого экрана» догадаться нетрудно — в такой момент родне не до сериалов и телевикторин. А чем провинились безобидные зеркала и ходики? По народным поверьям, если не закрыть зеркало или не повернуть его к стенке, душа умершего может навсегда остаться запертой по ту его сторону. Что касается часов, мы останавливаем их, показывая тем самым, что земной путь человека завершился.
Теперь к усопшему можно пропустить родственников, друзей, соседей, знакомых, в общем, всех, кто пришел с ним попрощаться. Но проследите, чтобы за 15—20 минут до выноса тела из дома, у гроба с телом остались только самые близкие.
ПОРЯДОК ЕСТЬ ПОРЯДОК.
Путь покойника по традиции устилают цветами. Зачем? Чтобы дорога на тот свет не казалась ему такой унылой и печальной. Венки, по обыкновению, размещают вокруг гроба и вдоль стены.
Готовясь к выносу тела, сначала «выдворяют» венки и расставляют их живым коридором от дверей до катафалка. Потом — портрет, перевязанный траурной лентой. Затем — крышку гроба, причем непременно узкой частью вперед. В самом конце выставляют сам гроб. Тело следует выносить вперед ногами и при этом не задевать за пороги и косяки двери — чтобы у покойника не было соблазнов вернуться домой по своему следу. Многие народы, в том числе и наши суеверные прародители, с этой целью старались вытаскивать умершего не через входную дверь, а через окно, или даже через проделанное специально для этого отверстие в стене.
Кстати, по давней традиции нельзя выносить умершего до полудня и позже захода солнца. В это время, мол, вовсю разгуливает нечисть.
После выноса тела одной водой полагалось вымыть весь дом — лавки, стены и даже всю посуду. Сейчас моют только полы.
Похоронное шествие всегда возглавляет человек, держащий икону или распятие. Если умирает мужчина, то процессию возглавляет представитель сильного пола, если уходит из жизни женщина, икону доверяют даме. Перед кортежем разбрасывают еловые или пихтовые ветки, летом — цветы. Следом за человеком с иконой идут двое с крышкой от гроба, за ними — священник. Далее — несколько мужчин несут гроб, за которым ступают сначала родственники, а потом все провожающие.
Случайному прохожему, который первым попадался на пути, было принято вручать краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок обязывает человека помолиться за упокой души, но в то же время гарантирует, что умерший, в свою очередь, первым встретит на том свете принявшего хлеб.
ПУСТЬ ЗЕМЛЯ БУДЕТ ПУХОМ.
Отдельное слово — о могиле. Народная молва утверждает, что ее нельзя оставлять без присмотра: яму надлежало караулить от демонов. Теперь от этого обычая осталось одно воспоминание.
Итак, похоронная процессия подходит к погосту. У кладбищенских ворот полагается сделать небольшую остановку и лишь затем следовать до «пункта назначения». Там гроб ставят у могилы, и провожающие прощаются с умершим в последний раз. Покойника принято целовать — в руки или в лоб. Но не всякий человек отваживается прикоснуться к мертвому телу: не казните себя, если вы не сможете этого сделать. Затем гроб закрывают крышкой, заколачивают и опускают в землю. Родственники и знакомые кидают туда горсть земли со словами «пусть земля ему будет пухом». До сих пор в могилу иногда бросают «слезовой» платочек, а порой и деньги, благодаря которым умерший сможет выкупить для себя место на кладбище. Могилку закапывают, но только не дети покойного и близкие родственники. Их дело — скорбеть, стараясь, однако, воздержаться от громких стенаний.
Водрузив венки и цветы, на могильный холм сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией и именем. Постоянный памятник положено устанавливать не раньше чем через год после смерти. К слову, наши предки старались делать легкие памятники, чтобы они «не давили» на умершего.
Последний штрих — угощение кладбищенских копателей и короткая поминальная трапеза на погосте с выпивкой (водкой!) за помин души, кутьей, блинами и разбрасыванием пищи на могиле для птиц (их считали душами умерших).
ВОЗЬМИТЕ ВСЕ!
На похоронах принято одаривать всех присутствующих — пирогами, конфетами, носовыми платочками, полотенцами и т. д. Но зачем это делается, мы, как правило, не имеем ни малейшего представления. Оказывается, родственники умершего раздают милостыню, обязывающую соседей, знакомых и даже незнакомых людей молиться за почившего. При этом молящиеся — чтоб вы знали! — берут на себя часть грехов покойника.
Милостыня бывает тайная и открытая. Тайная — это когда сорок дней незаметно раскладывают по окнам и крылечкам небогатых соседей и стариков подаяние: хлеб, яйца, коробки спичек, а иногда и что-нибудь посущественней — отрезы на платье, платки, полотенца. Открытая милостыня — это раздача печенья, сладостей, одежды умершего нищим и детям у ворот кладбища, в церкви, на поминках.
КУШАТЬ ПОДАНО.
Последний похоронный ритуал — поминальный обед. Первым делом мы водружаем на стол стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Она предназначается для души покойника, которая сорок дней ходит-бродит по знакомым местам и, прилетая к дому, будет рада угощению. Иногда на окошко ставят чашку с водой и рядышком вешают полотенце — чтобы душа могла смахнуть пыль с «лица».
Обстановка поминок должна быть сдержанной. Никаких обильных возлияний и длинных тостов. Засиживаться тоже не желательно: попили, поели и — по домам.
Что касается меню, все должно быть скромно. Трапеза всегда начинается и заканчивается кутьей и блинами. Кутья — это, если кто не знает, зерна пшеницы или риса, сваренные в меду или в сахаре, часто с изюмом. Это блюдо — чуть ли не самая древняя обрядовая пища славян. А все потому, что зерна испокон веков служили символом воскресения, а мед — сладости, которую вкушают праведники в Царствии Божием. Поминальную кутью желательно освятить во время панихиды, но, если такой возможности нет, просто окропите ее святой водой.
На первое обычно подают щи, борщ, лапшу или суп. На второе — кашу, иногда картошку. Закуски — нежирные рыба и мясо. В заключение — кисель. Десерт — легкий, никаких тортов и пирожных. Что касается спиртного, то пить можно только водку. О шампанском и вине забудьте, ведь они — символ земной радости, им не место на поминках.
БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ.
Даже дети знают, что поминки почившему положено устраивать неоднократно. Чаще всего три раза — во время похорон, на девятый и сороковой день. Такое троекратное поминовение совпадает с представлением о странствии души на тот свет. Будто бы в третий день ангел Господень приводит душу на поклонение Всевышнему. Если в это время усопшего поминают его близкие и друзья, то душа на небесах радуется и утешается в скорби. Затем уже ангел берет ее под белы руки и отправляется с ней в путешествие, демонстрируя всю прелесть рая и весь ужас ада.
На девятый день душа устремляется к родному дому и к гробу, в котором заключено тело. Если душа грешная, ангел указывает ей, в чем она согрешила. Поэтому душе сейчас, как никогда, требуется поддержка родных.
На сороковой день ангел приводит душу к Господу. Там разбирается по косточкам вся жизнь ушедшего на небеса и назначается место по заслугам. Поэтому «группа поддержки» на земле нужна как воздух.
Кроме указанных дней, нельзя пропускать «полугодовину» и годовщину смерти. А уж затем поминать можно в выделенные церковью родительские субботы. Часто могилки посещают еще на Пасху и Троицу. Там оставляют приношения — яйца, куличи, яблоки, конфеты и стаканчик спиртного — и тоже поминают покойника добрым словом — лишний голос за «райское житье» никогда не помешает.
КАЖДОМУ СВОЙ СРОК.
Поплакали, погоревали, проводили... Однако есть еще такое понятие, как траур. Раньше его, конечно, блюли много строже. Женщины облачались в черные платья, желательно старенькие и ветхие (новые — неуважение к покойнику). Мужчинам же полагалось надевать темный костюм только в день похорон. Что касается сроков, то траур по родителям принято соблюдать в течение года, причем полгода — глубокий. Это означает отказ от всяких празднеств и увеселительных мероприятий. Впрочем, дочери, похоронившие престарелых родителей, могут сократить срок ношения темной одежды до шести недель. О тёте и дяде полагается носить траур три месяца; потеряв брата, сестру, дедушку и бабушку — полгода. Матери, потерявшие взрослых безвременно погибших детей, и вдовы скорбят не меньше года. Вот такая грустная арифметика...